Славным Русским броненосцам посвящается!

Русские Броненосцы
Иностранной постройки:
 
Раскинулось море широко.mp3

другие песни »
Друзья:
Книги:
Кнопки:



Благодарности:
Огромное спасибо за помощь в создании сайта:
Антюфееву Андрею и Мелконяну Алексею

Морской словарь:
Г

ГАБАРИТЫ – предельные внешние очертания предметов, сооружений и устройств.

ГАВАНЬ - 1) прибрежная часть водного пространства, естественно или искусственно защищенная от волн, ветра и течений, служащая местом стоянки судов 2) Прилегающая к причалам часть портовой акватории, где производятся грузовые операции. По назначению различают гавани: лесные, угольные, нефтяные, пассажирские, военные, рыбачьи, ремонтные и т. д.

ГАЗОАНАЛИЗАТОРЫ – приборы для количественного и качественного определения состава газовой смеси. На кораблях (подводных лодках) используются для определения содержания окиси и закиси углерода, водорода и кислорода в атмосфере герметизированных помещений. Газоанализаторы, как правило, связаны с устройствами для подачи сигнала при превышении допустимой концентрации того или иного газа. Газоанализаторы применяются также при поиске подводных лодок, движущихся с использованием устройства для работы дизелей под водой. Такие газоанализаторы устанавливаются на самолете (вертолете), осуществляющем поиск подводной лодки, признаком наличия подводной лодки в данном районе служит повышенная концентрация в атмосфере компонентов выхлопных газов дизелей.

ГАЗОВАЯ ТУРБИНА - турбина, в которой энергия нагретого и предварительно сжатого газа при помощи лопаточного аппарата преобразуется в энергию вращения вала турбины.

ГАЗОВОЗ – специально построенное судно для перевозки сжиженных газов (пропана, бутана, аммиака и др ) в теплоизолированных танках (под давлением, при охлаждении либо при небольшом совместном сжатии и охлаждении). Для охлаждения газов имеет холодильные установки

ГАЗОВЫЙ РУЛЬ - устройство для изменения направления полета летательных аппарата за счет изменения направления тяги реактивного двигателя. Газовый руль по конструкции представляют либо поворотное сопло, либо пластины, отклоняющие газовый поток. Выгодны в условиях малой эффективности аэродинамических рулей (например, на самолетах вертикального взлета в начале движения или на ракетах)

ГАЗОТРУБНЫЙ КОТЕЛ - паровой котел, у которого поверхность нагрева образована трубками небольшого диаметра, внутри их проходят горячие продукты сгорания топлива, а снаружи – вода. Газотрубные котлы отличаются высоким водосодержанием. Широко применялись на флоте до 30-40-х гг. 20 в. В настоящее время на судах используются главным образом в качестве котлов-утилизаторов. Судовые газотрубные котлы часто называют огнетрубными котлами.

ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА - силовая установка, состоящая из газовой турбины и механизмов, обеспечивающих ее работу. Допускает быстрое включение, но имеет повышенный расход топлива по сравнению с дизелем. Используются на некоторых кораблях (судах) на воздушной подушке, контейнеровозах и т. д Ряд судовладельцев в настоящее время заменяет на судах газотурбинную установку дизелями. Мощность корабельных газотурбинных установок - до нескольких десятков тысяч кВт.

ГАЗОТУРБОХОД - судно с газотурбинной силовой установкой. Первые газотурбоходы появились в середине20 в. Получили ограниченное распространение в силу малой экономичности газотурбинных установок. К газотурбоходам относятся некоторые типы кораблей ВМФ.

ГАК - стальной кованый крюк на корабле (судне) для подъема грузов, закрепления цепей, тросов и др. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.

ГАКАБОРТ - верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.

ГАКАБОРТНЫЙ ОГОНЬ - белый огонь, включаемый в темное время суток на корме судна на ходу (гакабортный огонь ходовой освещает дугу горизонта в 12 румбов). На якоре включается гакабортный огонь якорный, видимый по всему горизонту.

ГАЛЕАС - военный парусно-гребной корабль типа галеры. Состоял на вооружении флотов многих стран Европы в 16-17 вв. Имел один ряд весел (по 9-10 гребцов на весло) и 3 мачты с косыми парусами, а также до 70 орудий различного калибра и надводный таран.

ГАЛЕРА - военное гребное судно, получившее наибольшее распространение в средневековье. Имели один ряд весел (по 4-б гребцов на весло), таран, метательные машины, арбалеты, позднее пушки. В русском флоте появились при Петре 1

ГАЛЕРНЫЙ ФЛОТ - гребной флот, основу которого составляют галеры. Существовали в 7-18 вв. В России галерный флот создан при Петре 1; одержал победу в Гангутском сражении 1714, Гренгамском сражении 1720.

ГАЛИОН - трехмачтовое парусное судно 16-18 вв. для перевозки грузов между Америкой и Европой. Имел артиллерийское вооружение и кроме экипажа - солдат; отличался повышенной прочностью корпуса.

ГАЛИОТ - старинное двухмачтовое судно. Имел на передней мачте прямые паруса, а на кормовой косые. Использовались для перевозок грузов.

ГАЛО - преломление и отражение света в ледяных кристалликах атмосферы; представляют собой светлые или радужные круги вокруг Солнца или Луны, отделенные от светила темным промежутком. Гало часто наблюдаются в передней части циклонов (в перисто-слоистых облаках их теплого фронта) и поэтому могут служить признаком их приближения.

ГАЛС - 1) положение судна относительно ветра. Различают левый галс (ветер дует с левого борта) и правый галс (ветер - с правого борта). 2) Отрезок пути корабля от поворота до поворота, производящего промер, траление или пробег на мерной линии (галс промера, траления или мерной линии). 3) Снасть, крепящая к мачте нижний передний угол косых парусов или нижние углы прямых парусов, не имеющих нижнего рея.

ГАЛС-БОКАНЕЦ - на парусных судах короткий горизонтальный брус, выступающий с обоих бортов в носу судна, с блоками для тяги галсов наветренного угла нижнего прямого паруса.

ГАЛУН - тесьма с позолоченной или посеребренной нитью. Позолоченный галун нашивается на рукава у офицеров корабельного состава (является знаком воинского звания), у курсантов военно-морских училищ - для обозначения курса обучения.

ГАЛФВИНД - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с направлением ветра почти прямой угол.

ГАЛЬВАНЕР - название артиллерийского электрика в русском флоте до революции.

ГАЛЬВАНОУДАРНАЯ МИНА - контактная морская мина, взрывающаяся под действием электрического тока, поступающего на взрыватель от гальванических элементов, срабатывающих при разрушении колпака (рожка) мины от касания борта корабля.

ГАЛЬЮН - 1) уборная на корабле. 2) Свес в носу парусного корабля для установки носового украшения.

ГАРАНТИЙНЫЙ МЕХАНИК - представитель судостроительного завода, наблюдающий за эксплуатацией судна в течение срока гарантии. Гарантийный механик решает вопросы ремонта в гарантийный период.

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ оружия, военной техники - наработка, срок службы или хранения, в течение которых поставщик (изготовитель) гарантирует и обеспечивает восстановление установленных технических характеристик изделий при условии соблюдения потребителем правил их эксплуатации, хранения и транспортировки.

ГАРАНТИЯ АВАРИЙНАЯ - документ, выдаваемый грузополучателем капитану судна. Содержит обязательство по возмещению части убытков в случае аварии в пути следования.

ГАРДЕЛЬ - бегучий такелаж для подъема нижних реев и гафелей. Получает дополнительное название от рангоутных деревьев, к которым относится (например, фок-гардель, гафель-гардель). Гардели оснащаются талями.

ГАРДЕМАРИН - звание в русском военном флоте. Присваивалось воспитанникам, окончившим Морскую академию, а позже Морской кадетский.

ГАРНИЗОН - воинские части, военно-учебные заведения и учреждения, расположенные постоянно или временно в определенном населенном пункте или каком-либо районе. В каждом гарнизоне назначается начальник, его заместитель, военный комендант; организуется гарнизонная и караульная службы. В гарнизоне, где базируются части (корабли) ВМФ, назначается старший морской начальник.

ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА - вид воинской службы, организуемой в каждом гарнизоне с целью поддержания воинского порядка и дисциплины среди личного состава, создания необходимых условий для повседневной жизни и подготовки войск, а также проведения гарнизонных мероприятий.

ГАУПТВАХТА - помещение для содержания под арестом военнослужащих.

ГАФЕЛЬ - наклонный рей, закрепленный нижним концом в верхней части мачты, к которому пришнуровывается верхняя кромка косого трапециевидного паруса. Для постановки и уборки этого паруса гафель поднимается и опускается. Принимает название мачты, на которой он находится (например, гафель на грот-мачте называется грота-гафель). На современных военных кораблях гафель служит только для подъема и несения на ходу Военно-морского флага.

ГАФЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ – вид парусного вооружения с креплением парусов к гафелям.

ГАФЕЛЬНЫЕ ОГНИ - два огня, поднимаемые одновременно на одном фале гафеля или флагштока (верхний - белый, нижний - красный), видимые по всему горизонту. В темное время суток заменяют собой кормовой флаг при входе и выходе с рейда.

ГВАРДЕЙСКИЕ КОРАБЛИ И ЧАСТИ - корабли и части, отличившиеся в боях в период Великой Отечеств. войны. Гвардейским кораблям и частям вручались гвардейские знамена; а личному составу нагрудные знаки. Одновременно присваивались гвардейские воинские звания.

ГЕЛЬМПОРТОВАЯ ТРУБА - вертикальная труба для прохода баллера руля в румпельное отделение.

ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ - высшее воинское звание в русском флоте (соответствовало генералу-фельдмаршалу в сухопутных войсках). Впервые присвоено Петром 1 в 1708 Ф. М. Апраксину, возглавлявшему русский флот.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ - переход судна между пунктом отправления (отшествия) и пунктом назначения (пришествия) по генеральному курсу.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ КАРТЫ - морские навигационные карты (масштаб 1:750000 – 1:5 000 000) для общего изучения условий перехода, предварительной и, реже, навигационной прокладки.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ГРУЗ - различные штучные или сборные грузы в упаковке, перевозимые, как правило, на судах регулярных линий.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КУРС корабля - 1) направление движения корабля относительно истинного меридиана от пункта отправления (отшествия) в пункт назначения (пришествия) по прямой. 2) Направление, относительно которого корабль осуществляет противолодочный или противоартиллерийский зигзаг.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ - главный орган управления ВС государства в мирное и военное время.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ - уменьшенные обобщенные изображения земной поверхности на плоскости, выполненные по определенным математическим законам и показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений. Географические карты широко применяются в военном деле. Они используются в качестве одного из основных источников информации о местности для ее изучения и оценки, выполнения измерений и расчетов, определения координат при пусках ракет и стрельбе артиллерии и, в навигационных целях в авиации и на флоте и т. д. Географические карты подразделяются на мировые, материковые, государств. и др., а по масштабу - на крупно- (1:200 000 и крупнее), средне- (от 1:200 000 до 1:1 000 000) и мелкомасштабные (мельче 1:000 000).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ - угловые величины, определяющие положение точки на поверхности Земли: широта – угол между отвесной линией в данной точке и плоскостью земного экватора, отсчитывается от 0 до 90° (к северу от экватора - северная широта и к югу - южная широта); долгота-двугранный угол между плоскостью меридиана данной точки и плоскостью началыюго меридиана, отсчитывается от 0 до 180° (к востоку от него – восточная долгота и к западу - западная долгота).

ГЕОИД - фигура, которую образовала бы поверхность Мирового океана и сообщающихся с ним морей при некотором среднем уровне воды. Эта поверхность, мысленно продолженная под материками, образует замкнутую фигуру, которую принимают за сглаженную истинную форму Земли. От поверхности геоид отсчитываются высоты точек земной поверхности.

ГЕОМАГНИТНЫЕ ВОЗМУЩЕНИЯ - то же, что магнитные бури.

ГЕОМАГНИТНЫЙ ЛАГ - абсолютный лаг, основанный на использовании свойств магнитного поля Земли. Например, в геомагнитном лаге используется явление наведения эдс в проводнике при его движении в магнитном поле Земли.

ГЕОРГИЕВСКИЙ КОРМОВОЙ ФЛАГ - высшая награда за воинскую доблесть боевых кораблей русском ВМФ. Учрежден в 1819.

ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ ВОЙНА - термин, принятый в ряде стран и означающий преднамеренное активное воздействие в военных целях на окружающую среду и на физические процессы, протекающие в твердой (литосфере), жидкой (гидросфере) и газообразной (атмосфере) оболочках Земли. Под «геофизической войной» понимают создание искусственных землетрясений, мощных приливных волн типа цунами, ливней, магнитных бурь и т. п.

ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА морская - морская карта, основным содержанием которой являются параметры одного или нескольких геофизических полей. Например, на магнитных морских картах представлены элементы земного магнетизма в виде линий с равными значениями магнитного склонения и магнитного наклонения, а также указываются значения горизонтальных и вертикальных составляющих вектора напряженности магнитного поля Земли.

ГЕРБ - эмблема, представляющая собой сочетание фигур и предметов, которым придается определенное символическое значение. Гербы подразделяются на государственные, земельные (городов, областей и т. п.), родовые и др. Герб Российской империи сложился в период образования централизованного русского государства и с конца 15 в. представлял собой двуглавого орла

ГЕРМЕТИЗАЦИЯ - обеспечение непроницаемости стенок и соединений для жидкостей и газов. Достигается применением непроницаемых материалов, плотным их соединением. Качество герметизации определяется на испытаниях.

ГЕРМОМУФТА - герметичная емкость, в которой на подводной лодке устанавливается репитер курсоуказателя для пеленгования.

ГЕРОИЗМ - выдающееся по своему общественному значению действие. Воинский героизм многогранен и связан с наиболее сложными и опасными ситуациями, требующими огромных волевых усилий, высокого воинского мастерства, способности быстро принять единственно правильное в данной обстановке решение.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - высшая степень отличия в СССР за заслуги, связанные с совершением героического подвига. Звание установлено в 1934.

ГИГ - беспалубная корабельная шлюпка с наборной обшивкой (кромка на кромку), с прямыми бортами, прямым форштевнем и планширем.

ГИГРОГРАФ - гигрометр с самопишущим прибором, автоматически записывающим на ленте вращающегося барабана изменения относительной влажности воздуха. В зависимости от продолжительности оборота барабана гигрографы бывают суточные и недельные. На корабле применяются для контроля условий хранения боеприпасов.

ГИГРОМЕТР - прибор для определения относительной влажности воздуха. Наиболее распространен волосяной гигрометр, основанный на свойстве обезжиренного человеческого волоса изменять длину в зависимости от содержания влаги в воздухе.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ КОРПУСА КОРАБЛЯ - проверка корпуса строящегося корабля на прочность и водонепроницаемость путем заполнения отсеков водой.

ГИДРОАВИАЦИЯ - части и подразделения авиации ВМФ (ВМС), имеющие на вооружении гидросамолеты.

ГИДРОАКУСТИКА - область физики, изучающая процессы возникновения и особенности распространения, отражения и затухания звуковых волн в реальной водной среде (морях, океанах и др.) для целей подводной локации, шумопеленгования и связи. Гидроакустика - теоретическая база для разработки и применения гидроакустических станций, средств звукоподводной связи и т. д.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ ЗАВЕСА - полоса наблюдения за подводной обстановкой, организованная с помощью гидроакустических средств (стационарных и корабельных). Создается на подходах к охраняемым районам, на противолодочных рубежах, в зоне охраны гидротехнических сооружений (стоянок кораблей). В последнем случае используются специальные гидроакустические. средства для обнаружения подводных диверсантов и диверсионных средств.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ МАСКИРОВКА - скрытие подводных лодок и надводных кораблей от гидроакустических средств разведки противника. Достигается применением звукоизоляционного покрытий и звукопоглощающих устройств, использованием малошумных скоростей хода подводных лодок и укрытием ее под слоем скачка, выключением сильно шумящих вспомогательных механизмов, а также применением средств имитации.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА - вид технической разведки, в ходе которой добывается информация о противнике путем приема, регистрации, обработки и анализа принятых гидроакустических сигналов. Гидроакустическая разведка позволяет обнаружить и классифицировать морские цели, определить расстояние до них и параметры их движения, т. е. получить данные для применения оружия.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - устройство, с помощью которого производится прием или излучение и последующий прием акустических колебаний в воде. Гидроакустическая станция широко применяются на кораблях, в авиации и в прибрежных районах для гидроакустической разведки, наведения оружия, связи между кораблями и их опознавания, гидроакустического подавления и обеспечения безопасности плавания. Гидроакустические станции бывают пассивные (принимают колебания; например, шумопеленгаторная станция, звукометрическая станция) и активные (принимают и излучают колебания; например, гидролокационная станция, эхолот). Антенны гидроакустических станций могут быть буксируемыми, стационарными и опускными.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ ПАССИВНЫЕ ОТРАЖАТЕЛИ - конструкции, построенные по принципу радиолокационных уголковых отражателей и допускающие возможность определения направления и расстояния до них с помощью гидроакустической станции, работающей в режиме эхопеленгования.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ - подводные шумы различного происхождения, на фоне которых происходит прием звуковых сигналов целевого назначения. Гидроакустическими помехами являются шум моря, шумы от работающих винтов и механизмов корабля и т. д., а также шумы, искусственно создаваемые противником. Гидроакустические помехи снижают возможность распознавания полезного сигнала и сокращают дальность обнаружения объектов в водной среде.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - устройства и приборы, использующие для различных целей акустические (звуковые) волны, распространяющиеся в толще воды. К гидроакустическим средствам относятся: гидроакустические комплексы, гидроакустические станции, станции звукоподводной связи и опознавания; гидроакустические тралы, акустические взрыватели и системы наведения торпед; средства гидроакустического противодействия.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ - электронно-акустические, электромеханические или пассивно-отражательные устройства для обозначения отдельных точек (подводных опасностей), направлений (осей или сторон фарватеров), а в некоторых случаях и определения места судна.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР - зона акустического «освещения» подводной среды для обнаружения подводных лодок противника. Создается с помощью якорных или дрейфующих радиогидроакустических буев, которые передают информацию о подводной обстановке на самолеты, вертолеты или корабли.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - совокупность различных гидроакустических средств, оконечные устройства которых объединены в общем информационно-управляющем пульте. Устанавливается на кораблях и предназначается для получения необходимой информации о подводной и надводной обстановке, а так же обмена информацией с другими кораблями, вертолетами, специальными гидроакустическими буями. Гидроакустический комплекс позволяет увеличить боевую эффективность и надежность входящих в него гидроакустических средств, разнообразить способы их боевого применения.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОНТАКТ - факт обнаружения подводной цели в процессе поиска. Позволяет определить пеленг и дальность до цели при помощи гидроакустической станции, работающей в активном режиме. Наличие гидроакустического контакта отображается на индикаторах гидроакустической станции в виде четкого отраженного эхо-сигнала.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ - абсолютный лаг, работающий на принципе эхолота. Обеспечивает достаточную точность при глубинах, не превышающих 300 м. Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги. Действие доплеровских гидроакустических лаг основано на изменении частоты принимаемого сигнала, вызванном движением судна относительно дна, корреляционные гидроакустические лаги - на сравнении записи рельефа дна, полученного двумя приемниками (при одном излучателе), расположенном под днищем в диаметральной плоскости на некотором расстоянии друг от друга. Скорость определяется по времени между получением аналогичных записей рельефов.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ПОИСК - обследование водной среды с помощью гидроакустических средств с целью обнаружить подводные лодки, морские мины и другие подводные объекты, а также для обнаружения затонувших кораблей, судов и аппаратов. Ведется надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и вертолетами, стационарными (берег.) гидроакустическими комплексами (станциями).

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ТРАЛ - гидроакустическое устройство, имитирующее звуковое поле движущегося корабля. Предназначен для уничтожения акустических мин. Состоит из буксируемого обтекателя с размещенным внутри него шумовым устройством. Буксируется как тральщиком, так и вертолетом.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - вид наблюдения, осуществляемого с помощью гидроакустических средств. Производится корабельными, авиационными (вертолетными), стационарными гидроакустическими станциями и радиогидроакустическими буями.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ - комплекс мероприятий, направленных на подавление или снижение эффективности применения систем гидроакустического наблюдения и наведения боевых средств противника. Различают гидроакустическое подавление активное (различные имитаторы) и пассивное, снижающее силу отраженного эхосигнала за счет либо поглощающего покрытия корпуса, либо рассеивания отраженного сигнала малоотражающими обводами корабля. К числу пассивных мер относится и выбор наименее шумных режимов хода. Гидроакустическое подавление применяется для защиты своих надводных кораблей и подводных лодок от обнаружения гидроакустическими средствами поиска противника и поражения их боевыми средствами, имеющими гидроакустические системы наведения.

ГИДРОАЭРОДРОМ - специально оборудованная для взлета, посадки, размещения и обслуживания гидросамолетов и базирования гидроавиации акватория с прилегающей прибрежной территорией и комплексом сооружений.

ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - специальная служба, осуществляющая навигационно-гидрографическое обеспечение боевых действий сил ВМФ и ведающая вопросами обеспечения безопасности плавания кораблей и судов в океанах, морях, на крупных озерах и водохранилищах, судоходных реках.

ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО - специально построенное или переоборудованное судно для выполнения гидрографических работ, проведения некоторых видов гидрометеорологических и геофизических наблюдений и обслуживания средств навигационного оборудования в морях и океанах. В странах, где гидрографические службы входят в состав ВМС, гидрографическое судно относятся к вспомогательным судам.

ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ТРАЛЕНИЕ морское – гидрографические работы, обеспечивающие выявление навигационных опасностей на заданной глубине по всей обследованной площади моря.

ГИДРОГРАФИЯ - раздел гидрологии, изучающий и описывающий размеры, режим, физико-географические условия океанов, морей, озер, рек, водохранилищ и их отдельных частей. Данные гидрографии используются для издания морских навигационных и специальных карт, лоций, руководств и пособий, а также для обеспечения деятельности ВМФ (ВМС).

ГИДРОДИНАМИКА - раздел гидромеханики, изучающий законы движения несжимаемых жидкостей и взаимодействия их с твердыми телами. Гидродинамические исследования широко применяются при проектировании кораблей, подводных лодок и т. д.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МИНА - неконтактная морская мина со взрывателем, реагирующим на характерное изменение гидростатического давления воды, возникающего вблизи движущегося корабля.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛАГ - относительный лаг, действие которого основано на учете величины скоростного напора встречного потока воды. Основу составляют две трубки, выведенные под днище судна: выходное отверстие одной направлено к носовой части судна, а другой находится заподлицо с обшивкой. Скорость судна определяется по разности высот воды в трубках. При скоростях свыше 5 км/ч и волнении менее 7 баллов может обеспечить измерения с погрешностью до 1 км/ч.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ СТАБИЛИЗАТОР - успокоитель качки, включающий рули, механизмы их поворота и автоматическую систему управления рулями. Рули устанавливаются симметрично относительно диаметральной плоскости с внешней стороны корпуса судна на скуле так, что ось их вращения примерно перпендикулярна диаметральной плоскости. При наклонении судна при качке на ходу, например на правый борт, механизм поворота по команде от системы управления так поворачивает рули, что на правом руле под действием встречного потока возникает гидродинамическая сила, направленная вверх, а на левом - вниз, т. е. эти силы препятствуют наклонению (качке) судна. При спокойной воде или причаливании судна к стенке рули втягиваются в корпус или заваливаются в специальные ниши. Гидродинамический стабилизатор обеспечивает снижение амплитуды качки в 3-5 раз. Гидродинамический стабилизатор также называют активными бортовыми рулями.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТРАЛ – трал, при буксировке которого в воде создается поле повышенного или пониженного гидростатического давления, по значению и протяженности достаточное для приведения в действие гидродинамического взрывателей морских мин.

ГИДРОКОМБИНЕЗОН - часть водолазного снаряжения, предназначенная для защиты тела водолаза от переохлаждения и травм. Гидрокомбинезон представляет собой куртку со шлемом и штаны, выполненные как одно целое. Разновидность гидрокомбинезона - гидрокостюм, в котором куртка и штаны выполнены раздельно. Гидрокомбинезоны могут быть «сухого типа» - водонепроницаемые, изготовленные из прорезиненной ткани, и "мокрого типа" водопроницаемые, из губчатой резины.

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - параметры, характеризующие водную среду и ее пограничные слои. Особый интерес в военном отношении представляют температура, соленость морской воды, ее плотность, скорость распространения звука в воде, состояние дна, химический состав и радиоактивность воды, ее электрические и оптические свойства и т. д.

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ - предсказание возможного изменения гидрологических характеристик и процессов, происходящих в водной среде, осуществляемое на основе различного рода наблюдений. Различают гидрологический прогноз краткосрочный (до 15 суток) и долгосрочный (до 6 и более месяцев).

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ - гружение подводной лодки на рабочую глубину с одновременным замером плотности и температуры забортной воды через определенные интервалы по глубине. Анализ данных гидрологического разреза необходим для выбора командиром подводной лодки оптимальной глубины для эффективного решения задач (атака, уклонение от противника, наблюдение за ним и т. п.). Современные гидроакустические комплексы предусматривают автоматическое производство гидрологического разреза.

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - закономерные изменения состояния гидрологических характеристик водной среды во времени. Обычно гидрологический режим обусловлен физико-географическими свойствами бассейна (в первую очередь его климатическими условиями). Данные о гидрологическом режиме водного бассейна помещаются в лоциях, военно-климатических описаниях и различных справочных пособиях.

ГИДРОЛОГИЯ - наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также важнейшие гидрологические процессы, протекающие в них (испарение, замерзание и т. п.). Гидрология дает оценку состояния водных ресурсов, прогноз их состояния и обоснование рационального использования. Подразделяется на океанологию (гидрология моря), гидрология суши (гидрология поверхностных вод), гидрогеологию (гидрология подземных вод). Данные гидрологии моря используются при плавании и ведении боевых действий надводными кораблями и подводными лодками.

ГИДРОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ (гидролокатор) - активная гидроакустическая станция, предназначенная для определения местоположения (пеленг, дистанция) подводных лодок, надводных кораблей, мин и других морских объектов, измерения глубин водной среды, проведения различных гидроакустических измерений по отраженному акустическому сигналу. Направление на обнаруженный объект определяется по положению в пространстве гидроакустической антенны, а расстояние - по времени между посылкой и приемом отраженного от него сигнала с учетом скорости распространения звука в воде.

ГИДРОЛОКАЦИЯ - определение местоположения и скорости движения объектов, находящихся в воде, при помощи звуковых сигналов, излучаемых самими объектами (пассивная локация) или же в результате отражения от них специально посланных сигналов (активная локация). Гидролокация применяют для обнаружения кораблей (в частности, подводных лодок), косяков рыбы, исследования дна и т. д.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА - гидрологические и метеорологические условия, оказывающие влияние на боевые действия ВМФ. Определяется наличием и интенсивностью изменяющихся во времени и пространстве гидрометеорологических элементов, характеристик и явлений: направления и скорости ветра, волнения моря, наличия и высоты облачности, атмосферного давления, видимости, температуры и влажности воздуха и др.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - специальная служба в ВС для обеспечения штабов и войск (сил) данными о фактической и ожидаемой гидрометеообстановке, которые служат основанием для анализа ее влияния на действие войск (сил), на применение оружия и использование технических средств.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - приборы и устройства для определения различных параметров атмосферы и гидросферы Земли с целью количественной и качественной оценки проходящих в них физических процессов и явлений. Гидрометеорологические средства широко применяются при решении задач по гидрометеорологическому обеспечению боевой и повседневной деятельности войск и сил флота.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - один из видов специального обеспечения войск (сил), основанный на всестороннем учете информации о метеорологической и гидрологической условиях в районах боевых действий. Осуществляется подразделениями гидрометеорологической службы.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ - наука о гидросфере и атмосфере Земли. В военном деле при обеспечении боевых действий всесторонне учитывается гидрометеорологическая обстановка.

ГИДРОМОНИТОР - специальное сопло, закрепленное на поворотной тумбе, служащее для подачи водяной струи под большим давлением. Устанавливается на пожарных судах.

ГИДРООПТИКА - раздел оптики, изучающий закономерности распространения света в водной среде. Во флотах ряда стран в настоящее время изучают возможность создания приборов для обнаружения подводных лодок, затонувших предметов, мин и т. п.

ГИДРОПРИВОД объемный - силовой привод какого-либо механизма, состоящий из гидронасоса с регулирующим устройством (сервопривод) и гидромотора, соединенных между собой трубопроводами для подачи рабочей жидкости (масла). Применяется в рулевых устройствах, системах наведения артиллерийских установок и др.

ГИДРОСАМОЛЕТ - самолет особой конструкции, способный производить взлет и посадку на водной поверхности. Различают гидросамолеты: летающие лодки, самолеты на поплавках и самолеты-амфибии. У летающих лодок фюзеляж по форме напоминает лодку. Поплавковые гидросамолеты имеют сигарообразные поплавки, заменяющие шасси обычного самолета. Самолеты-амфибии представляют летающие лодки, снабженные убирающимися колесными шасси, что позволяет им производить взлет (посадку) как с воды, так и с наземных аэродромов.

ГИДРОСТАТ - 1) прибор, управляющий движением торпеды по глубине. Применяется также во взрывателях глубинных бомб (гидростатический взрыватель). Действие гидростата основано на принципе равновесия двух сил: давления столба воды и сжатой пружины, приложенных к подвижному диску. 2) Подводный аппарат для океанографических и других глубоководных работ. Опускается на тросе со специального судна; имеет манипуляторы.

ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ВЗРЫВАТЕЛЬ - взрыватель глубинной бомбы, срабатывание которого происходит от возрастающего гидростатического давления на заранее установленной глубине.

ГИДРОСФЕРА - совокупность океанов, морей и вод суши, а также подземных вод, ледников и снежного покрова. Часто под гидросферой подразумевают только океаны и моря.

ГИДРОТЕХНИКА военная - отрасль науки и техники, в задачу которой входит изучение, разработка и создание технических комплексов на воде в интересах обороны страны и обеспечения боевых действий войск (заграждения в виде гидротехнических сооружений, причальный фронт, плавучие причалы в пунктах высадки морских десантов, подземные и наземные сооружения).

ГИДРОФОН - устройство для улавливания звуковых колебаний в водной среде и преобразования их в электрические сигналы. Применяется в гидроакустических комплексах, акустических взрывателях и т. п.

ГИДРОФОР (пневмоцистерна) - устройство в санитарно-бытового водоснабжения системе, служащее для автоматического поддержания необходимого напора воды. Представляет закрытый резервуар, в который насосом подается вода, сжимающая в нем воздух. При давлении воздуха около 0,4 МПа насос отключается и вода поступает в систему из гидрофора за счет сжатого воздуха. Затем цикл повторяется.

ГИК - рангоутное дерево, одним концом подвижно скрепленное с нижней частью мачты. По гику растягивается нижняя кромка (шкаторина) косого паруса.

ГИЛЬЗА АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ - элемент артиллерийского выстрела патронного (унитарного) или раздельного заряжания; тонкостенный металлический стакан, предназначенный для помещения порохового заряда, средств воспламенения (капсюльная втулка, капсюль и др.). а также для обтюрации газов в процессе выстрела. В унитарных патронах гильза соединяет в одно целое снаряд, заряд и средство воспламенения.

ГИНИ - тали, имеющие шесть шкивов и более в обоих блоках. Отличаются от обычных талей размером блоков и толщиной лопарей. Служат для подъема вручную тяжелых грузов, больших шлюпок, моторных катеров.

ГИНЦЫ - небольшие тали с одинаковым числом шкивов в обоих блоках, закрепленных напостоянно. Служат для обтягивания и крепления такелажа.

ГИРОАЗИМУТ - навигационное гироскопическое устройство, предназначенное для сохранения заданного направления в горизонтальной плоскости, по которому первоначально ориентирована главная ось гироазимута, и измерения углов поворота относительно заданного направления (углов рыскания). Гироазимут широко применяются в системах автоматической стабилизации курса самолета, ракеты, торпеды, а также в навигационных и системах управления стрельбой.

ГИРОАЗИМУТ-ГОРИЗОНТ - навигационное гироскопическое устройство для непрерывного определения плоскости горизонта и одновременного удержания заданного азимутального направления в этой плоскости, а также измерения относительно плоскости горизонта углов качки корабля и гироазимутального курса для введения этих величин в приборы управления ракетной и артиллерийской стрельбой. Состоит из гироазимута и гирогоризонта.

ГИРОАЗИМУТ-КОМПАС - навигационное гироскопическое устройство, выполняет раздельные во времени функции гироазимута и гирокомпаса.

ГИРОГОРИЗОНТ - навигационное гироскопическое устройство для непрерывного определения истинной плоскости горизонта ( что необходимо, например, для стабилизации чувствительного элемента гироазимута), а также измерения относительно ее углов бортовой и килевой качки корабля. Эти данные передаются в приборы управления ракетной и артиллерийской стрельбой и в устройства стабилизации антенн радиолокационных станций.

ГИРОГОРИЗОНТ-КОМПАС - навигационное гироскопическое устройство, выполняет функции гирогоризонта и гирокомпаса одновременно.

ГИРОКОМПАС - навигационное гироскопическое устройство для указания направления географического меридиана. Действие основано на использовании свойств трехстепенного одно- или двухроторного гироскопа с учетом воздействия на него суточного вращения Земли. Используется для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) на ориентир (небесное светило).

ГИРОКУРСОУКАЗАТЕЛЬ - общее название всех навигационных гироскопических устройств для определения курса судна.

ГИРОМАГНИТНЫЙ КОМПАС - магнитный компас с гироскопическим устройством, сглаживающим колебания магнитного чувствительного элемента при маневрировании. Применяется, например, на быстроходных катерах, кораблях (судах) на воздушной подушке.

ГИРООРИЕНТАТОР - навигационное гироскопическое устройство, моделирующее одну из систем координат для определения направления относительно этой системы, а также параметров движения объекта.

ГИРОРУЛЕВОЙ - гироскопическое устройство для автоматического удержания корабля (судна) на заданном курсе. Гирорулевой включает (по сигналу от гирокомпаса) при отклонении корабля от заданного курса рулевое устройство и отключает его при возвращении на курс. Намеренное изменение курса корабля осуществляется рулевым или автоматически по программе.

ГИРОСКОП - быстро вращающееся (несколько десятков тысяч оборотов/мин ) твердое тело в виде тяжелого диска, ось вращения которого может сохранять свое направление в пространстве. Гироскоп закрепляют в т. н. карданном подвесе, обеспечивающем гироскопу три степени свободы (гироскоп может совершать любой поворот около центра подвеса). Ось такого гироскопа сохраняет неизменным свое положение в пространстве. На этом первом свойстве основана работа гирорулевого, автопилота и др. Под действием приложенной силы происходит прецессия гироскопа. Это второе свойство гироскопа используется в гироазимуте, гирокомпасе, гирогоризонте и т. д.

ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА - приборы и устройства, основанные на использовании свойств гироскопа. Предназначены для определения параметров, характеризующих движение или положение объектов, на которых они установлены (т. н. Навигационные гироскопические устройства), а также для стабилизации находящихся на них приборов и устройств.

ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ УГОЛ ТОРПЕДЫ - угол установки гироскопического. устройства, на который торпеда изменит направление своего движения после входа в воду относительно оси стреляющего торпедного аппарата или продольной оси торпеды в момент сбрасывания ее с самолета.

ГИРОСТАБИЛИЗАТОР судовой - навигационное гироскопическое устройство, служащее для поддержания неизменной или изменяющейся по заданному закону ориентации в пространстве.

ГИРОСФЕРА - основная часть двухроторного гирокомпаса. Представляет собой герметичный шар, внутри которого размещены два гироскопа, масляный успокоитель и центрирующее устройство. Оси гироскопов образуют угол 90° между собой и 45° с линией север - юг.

ГИРОТАХОМЕТР - гироскопическое устройство для измерения угловой скорости поворота судна. Позволяет определить последнюю задолго до того, как судоводитель воспримет ее по показанию гирокомпаса. Применение гиротахометра обеспечивает более уверенное и экономичное управление крупнотоннажными судами с большой инерцией. Используется также в качестве датчика информации в системах стабилизации на качке и в авторулевых.

ГИРОУСПОКОИТЕЛЬ КАЧКИ - успокоитель качки на основе гироскопа, ось вращения которого расположена вертикально в диаметральной плоскости судна. Гироскоп размещен в раме, качающейся в опорах, жестко связанных с корпусом судна и удерживающей ось ротора в вертикальном положении при помощи специального груза. Эффект стабилизации судна достигается значительной компенсацией кренящего момента, вызывающего раскачивание судна на волнении, реактивным моментом прецессии гироскопа. Масса гироуспокоителя кчки ок. 1,5 % массы судна. Время разбега маховика до рабочей частоты около 1,5 ч. Используется лишь на некоторых судах.

ГИТОВЫ - бегучий такелаж, служащий при уборке прямых парусов для подтягивания шкотовых узлов под середину рея и задней шкаторины косых парусов к гафелю или рейку. Гитовы принимают названия тех парусов, которым служат.

ГИЧКА - легкая длинная быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой, использовавшаяся на военных кораблях вплоть до 1917 для разъездов адмиралов и командиров; современные спортивные гички имеют до 10 весел.

ГЛАВНАЯ БАЗА ФЛОТА (уст.)- постоянная военно-морская база, где размещаются органы управления флотом и дислоцируется ряд соединений сил флота.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА корабля - комплекс энергетических и силовых средств, обеспечивающих движение корабля. Включает двигатель (паровая машина, двигатель внутреннего сгорания и т. д.) или источник энергии (например, атомный реактор) и преобразующий ее в работу движителя силовой привод. Название типа главной энергетической установки определяется либо по главному двигателю, либо по источнику энергии, либо по силовому приводу, или по их сочетанию (например, паросиловая, дизельная, дизель-электрическая, газотурбинная, атомная).

ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - направление на театре военных действий (например, полоса водного пространства), на котором концентрируются и наносят главный удар в операции (бою) главные силы с целью разгрома основной группировки противника, захвата важного объекта на побережье и т. п., в результате чего достигается цель операции (боя).

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВИДОМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ - высшее должностное лицо, возглавляющее вид вооруженных сил.

ГЛАВНЫЕ БАЛЛАСТНЫЕ ЦИСТЕРНЫ подводной лодки - служат для погашения основного запаса плавучести. При открытии кингстонов и клапанов вентиляции в главные балластные цистерны поступает забортная вода и удиферентованная лодка погружается. Для всплытия вода из них вытесняется сжатым воздухом, газами от работающего дизеля или газами пороховых петард (аварийное продувание).

ГЛАВНЫЕ ПЕРЕБОРКИ - водонепроницаемые переборки корпуса судна, доходящие до палубы главной и делящие внутренний объем судна на отсеки, которые обеспечивают его непотопляемость. Различают главные переборки поперечные (идут от борта до борта) и продольные (идут на большей части длины судна).

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ корабля (судна) - основные линейные размеры корабля. Главные размерения: длина корабля (L), ширина корабля (В), осадка (Т) и высота борта (Н). Соотношения главных размерений определяют мореходные качества корабля (например отношения В/T и H/T характеризуют остойчивость корабля). Главные размерения определяют также возможность постановки корабля в сухие и плавучие доки, стоянки у причалов и пирсов в военно-морских базах и портах, плавания в стесненных условиях и т. п.

ГЛАВНЫЕ СИЛЫ - основные силы и средства, выделенные для действия на главном направлении. Состав главных сил зависит от масштабов поставленных перед ними задач и от противостоящих группировок противника.

ГЛАВНЫЙ КОМАНДИР ПОРТА - должностное лицо в русском. флоте (1860-1917), стоявшее во главе главного военного порта (Кронштадт, Севастополь, Владивосток и др.). Отвечал за организацию всех видов обеспечения кораблей и судов, приписанных к порту, его оборону в военное время. Одновременно являлся начальником гарнизона.

ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ - впервые создан в России в 1831. Ведал разработкой планов боевого использования флота, боевой подготовкой. комплектованием частей и кораблей и т. д. С 1953 получил название Главный штаб ВМС, а с 1955 Главный штаб ВМФ.

ГЛАВНЫЙ УДАР - удар главной группировки войск (сил флота) на избранном направлении (в районе), имеющем решающее значение для разгрома противостоящего противника и выполнения поставленной задачи в операции (бою). Выбор направления главного удара и определение сил и средств для его осуществления составляют основу замысла командира (командующего) на боевые действия.

ГЛАГОЛЬ-ГАК - складной крюк, откидной носок которого удерживается специальным звеном. При необходимости глаголь-гак, позволяет быстро сбросить груз или снасть, откинув звено. Применяется в различного рода цепных стопорах.

ГЛАДКОСТВОЛЬНОЕ ОРУЖИЕ - огнестрельное оружие, канал ствола которого не имеет нарезов (минометы, безоткатные орудия, реактивные системы залпового огня и некоторые современные артиллерийские орудия). Преимущества гладкоствольного орудия - простота конструкции и эксплуатации, высокая начальная скорость подкалиберного снарядов.

ГЛИССЕР - небольшое быстроходное судно (катер) с особой формой днища, позволяющей поддерживать его на воде при движении главным образом за счет динамических сил набегающей воды. Судно касается воды только кормовой частью, что значительно снижает сопротивление воды его движению. Движителями служат гребные винты, водометные движители, иногда воздушные винты.

ГЛОБАЛЬНАЯ ВОЙНА - термин, введенный американскими теоретиками для обозначения мировой войны, предполагающей ведение боевых действий с применением всех видов оружия массового поражения на континентах, морях, океанах и в околоземном воздушно-космическом пространстве. В военно-техническом аспекте это понятие связано с появлением ядерного и других видов оружия массового поражения и средств его доставки в любую точку земного шара, а также с возросшими возможностями доставки крупных группировок ВС по морю и воздуху.

ГЛУБИНА МИННОГО ПОЛЯ - расстояние между внешней и внутренней кромками минного заграждения.

ГЛУБИНА ОПЕРАЦИИ - расстояние от исходных районов развертывания сил (позиций, военно-морских баз) до наиболее удаленной точки района, в пределах которого противник подвергается боевому воздействию. Для морских операций может достигать тысяч км.

ГЛУБИНА ОРДЕРА - расстояние в направлении движения от головного до концевого корабля ордера.

ГЛУБИНА ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ - место, в котором глубина моря (океана) резко отличается от окружающих глубин в данном районе. Может служить для опознания местонахождения корабля.

ГЛУБИНА ПОГРУЖЕНИЯ подводной лодки - расстояние от поверхности воды до места установки глубиномера центрального поста Различают глубину погружения перископную; предельную, на которой прочный корпус подводной лодки при ее погружении и плавании не испытывает остаточных деформаций; рабочую (80-85 % предельной), при длительном плавании на которой гарантируется нормальная работа всех систем и устройств; расчетную (в 1,5-2,2 раза превышает предельную), на которую рассчитывается прочность прочного корпуса при проектировании.

ГЛУБИНА ПОРТА - минимальная глубина у причалов порта, определяющая возможность подхода и стоянки судов с определенной предельной осадкой при среднем уровне воды (средней арифметической высот уровня воды из большого числа наблюдений).

ГЛУБИНА СТРОЯ кораблей - расстояние от форштевня первого корабля до ахтерштевня концевого по направлению движения.

ГЛУБИНА ХОДА ТОРПЕДЫ - расстояние от поверхности воды до идущей под водой торпеды. Устанавливается на торпедах в соответствии с осадкой надводного или глубиной хода подводного корабля, который предполагается атаковать торпедами. Торпеда движется с малыми отклонениями от установленной глубины хода.

ГЛУБИННАЯ БОМБА - вид морских боеприпасов для уничтожения погруженных подводных лодок, а также боевых пловцов, якорных и донных мин, других объектов. Сбрасываются (выстреливаются) с корабля или с самолета. Глубинные бомбы могут иметь обычные и ядерные заряды. Впервые применены во время 1-й мировой войны (1915). Глубинные бомбы ядерными зарядами поступили на вооружение в конце 50-х гг.

ГЛУБИННОЕ БОМБОМЕТАНИЕ - применение глубинных бомб для уничтожения подводных лодок и других подводных объектов. Производится надводными кораблями, противолодочными самолетами и вертолетами. Надводные корабли используют бомбометы и бомбосбрасыватели. Для повышения вероятности поражения подводной лодки. Глубинное бомбометание осуществляется сериями (залпами) с рассеиванием точек взрыва по площади и глубине.

ГЛУБИННОЕ ТЕЧЕНИЕ – движение слоя воды в океанских (морских) глубинах. Часто имеют направления, противоположные поверхностным течениям. Влияют на подводное плавание.

ГЛУБИНОМЕР - прибор для определения глубины погружения подводной лодки или подводного аппарата. Работает по принципу манометра, учитывая изменение гидростатического давления.

ГЛУБОКОВОДНАЯ МИНА - мина, приспособленная для постановки на глубинах 1000 м и более. Имеет двигатель для всплытия под корабль.

ГЛУБОКОВОДНАЯ СТРЕЛЬБА ТОРПЕДАМИ - стрельба подводной лодки торпедами с глубин погружения, превышающих перископные. Производится по данным гидроакустических станций подводной лодки.

ГЛУБОКОВОДНЫЕ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ СНАРЯДЫ - общее название технических средств для проведения научных исследований и наблюдений в глубинах морей и океанов. К глубоководным океанографическим снарядам относятся батисферы, батискафы, батипланы, глубоководные подводные лодки и другие средства, управляемые как экипажем, так и с надводного судна (берега) или действующие по заданной программе. Автономность обитаемых глубоководных океанографических снарядов достигает нескольких суток. Имеют в своем составе жизнеобеспечения системы. По глубине погружения подразделяются на снаряды для малых (до 600 м), средних (до 2000 м), больших (до 6000 м) и предельных глубин (до 11000 м).

ГЛУБОКОВОДНЫЙ ТЕРМОМЕТР - специальный термометр для замера температуры воды на больших глубинах. Шкалы глубоководного термометра градуируются в пределах от - 2 до +34° С. Может фиксировать температуру на заданной глубине.

ГЛУБОКОПОГРУЖЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЫЛЬЯ - подводные крылья, которые при движении судна в крыльевом режиме находятся на такой глубине, где значение гидродинамической подъемной силы практически не зависит от глубины их погружения. Имеют малую чувствительность к волнению, но требуют принятия специальных мер по обеспечению стабилизации судна (изменением угла атаки крыла, перекладыванием закрылков в соответствии с сигналами от датчиков крена, дифферента и т. д.). Глубокопогруженными подводными крыльями снабжаются суда, предназначенные для плавания на море

ГОДОВОЙ ПРАЗДНИК КОРАБЛЯ - торжественный день, связанный с каким-либо знаменательным событием в жизни корабля (день подъема Военно-морского флага, награждения орденом или присвоения гвардейского звания).

ГОЛЛАНКА (голландка) - название форменной матросской рубахи. Носилась навыпуск поверх брюк, имела на груди глубокий вырез и крепление для форменного воротника.

ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ - устройство на управляемых носителях боевых зарядов (ракетах, торпедах и др.) для обеспечения прямого попадания в объект атаки или сближения на расстояние, меньшее радиуса поражения зарядов. Головка самонаведения воспринимает энергию, излучаемую или отражаемую целью, определяет ее положение и формирует команды для управления движением носителя заряда. По виду воспринимаемой энергии делятся на радиолокационные, оптические, телевизионные, акустические. и др.

ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ ракеты - передняя часть ракеты, в которой обычно размещается ее боевая часть. Геометрически головная часть - тело вращения, симметричное относительно продольной оси ракеты. По количеству боевых зарядов головные части бывают однозарядными (моноблочными) и многозарядными (разделяющимися), а по управляемости на пассивном участке траектории - неуправляемыми и управляемыми (маневрирующими).

ГОЛОВНОЙ КОРАБЛЬ - 1) первый по строенный по данному проекту корабль. Если корабли строятся на нескольких заводах, то 1-й корабль каждого завода назывался головным кораблем завода. 2) Первый корабль, идущий в голове строя (ордера).

«ГОЛОС МОРЯ» - инфразвуковые волны (частота около 10 Гц), возникающие над взволнованной поверхностью моря при сильном ветре в результате вихреобразования за гребнями волн. Распространяясь на большие расстояния от места возникновения, этот характерный звук может служить предвестником шторма. «Голос моря» воспринимается человеком как гул низкого тона.

ГОЛЬФСТРИМ - система мощных теплых течений в северной части Атлантического океана, простирающаяся от полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля (более 10 тыс. км). Зарождается под воздействием пассатных ветров в приэкватериальных широтах. Скорость от 6-10 км/ч во Флоридском проливе до 3-4 км/ч у Ньюфаундлендской банки. Гольфстрим оказывает отепляющее влияние на климат Европы и улучшает условия судоходства в Северной Атлантике.

ГОНДОЛА - 1) длинная плоскодонная венецианская лодка с тентом или каютой для пассажиров и поднятыми фигурными носом и кормой. 2) Элемент конструкции самолета, вертолета, дирижабля, имеющий обтекаемую форму, для размещения вооружения, шасси и т. п.

ГОНИОМЕТРИЧЕСКАЯ СЕТКА - совокупность изогон, проведенных относительно двух пар навигационных ориентиров. Используется при определении места корабля по горизонтальным углам.

ГОНКА парусная - состязание шлюпок или яхт под парусами на скорость пробега определенной дистанции.

ГОРДЕНЬ - 1) подъемное приспособление из неподвижно закрепленного одношкивного блока и троса (шкентеля), пропущенного через этот блок. Выигрыша в силе не дает, служит для придания тяге удобного направления. 2) Снасть бегучего такелажа, служащего для подтягивания к реям прямых парусов. Гордень для подтягивания нижних шкаторин называется бык-гордень.

ГОРИЗОНТ - 1) Горизонт видимый - линия, по которой небо кажется граничащим с поверхностью земли. 2) Горизонт истинный (математический) - большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии и проходит через глаз наблюдателя. 3) Горизонт искусственный - определяется прибором, которым пользуются во время береговых астрономических наблюдений при отсутствии видимого морского горизонта.

ГОРИЗОНТ ОРУДИЯ - горизонтальная плоскость, проходящая через точку вылета снаряда из канала ствола.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ - расстояние от орудия (прибора) до проекции воздушной цели на горизонт орудия.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ НАВОДКА - придание орудию (башне, постам наведения и т. п.) нужного направления в горизонтальной плоскости.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РУЛИ подводной лодки - конструкции типа крыла, обеспечивающие путем их отклонения от плоскости горизонта изменение глубины погружения подводной лодки на ходу. На подводных лодках периода 1-й и 2-й мировых войн существовало, как правило, две пары заваливающихся в легкий корпус горизонтальных рулей, расположенных в носу (на расстоянии 1/4 длины лодки) и в корме (позади и в плоскости гребных винтов). На некоторых современных подводных лодках иностранных флотов неубирающиеся горизонтальные рули расположены в районе рубки.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КИЛЬ - горизонтальный средний пояс днищевой наружной обшивки судна, расположенный симметрично его диаметральной плоскости. Для увеличения продольной прочности судна делается толще дрругих поясов. Примыкает снизу к вертикальному килю.

ГОРИЗОНТНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ - система сферических координат, в которой место любого светила определяется азимутом А и высотой светила Л или его зенитным расстоянием Z = 90°-h.

ГОРЛОВИНА - отверстие овальной или круглой формы, вырезанное в палубе, настиле второго дна, платформе, переборке и т. д., закрываемое герметичной крышкой на уплотнительной прокладке. Служит для доступа в отдельно изолированные помещения (двойное дно, цистерны, коффердамы) с целью их осмотра, очистки, окраски и т. д.

ГОРН сигнальный - медная труба или рожок для подачи звуковых сигналов - побудки, отбоя, спуска и подъема флагов, боевой тревоги и т. п.

ГОРЮЧЕЕ - общее название различных веществ, служащих источником энергии при сжигании в двигательных, котельных и других энергетических установках. Различают горючее химическое (часто называют топливом) и ядерное. Один из важнейших видов материальных средств, необходимых для обеспечения повседневной и боевой деятельности ВС.

ГОСПИТАЛЬНОЕ СУДНО - вспомогательное судно для транспортировки раненых, оказания им неотложной медицинской помощи, включая хирургическую, и лечения. Имеют отличительную белую окраску с зеленой полосой и красными крестами на трубах и бортах. В русском флоте появились в 1715. В современных флотах кроме госпитальных судов для перевозки раненых используются суда гражданского флота.

ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ - решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на театре военных действий или каком-либо его районе. Позволяет войскам и ВМС выполнять боевые задачи без существенного противодействия со стороны авиации и противовоздушной обороны противника.

ГОСПОДСТВО НА МОРЕ - решающее превосходство над противником на морском (океанском) театре военных действий или его части, которое создает наиболее благоприятные условия для успешных действий сил флота при решении им поставленных боевых задач и воспрещает или затрудняет активное противодействие со стороны противника. По масштабам может быть стратегическим, оперативным и тактическим.

ГРАВИТАЦИОННАЯ ШЛЮПБАЛКА - шлюпбалка, у которой стрела перемещается из положения по-походному в предельное положение за бортом судна под действием силы тяжести (подъем происходит с помощью лебедки). Гравитационная шлюпбалка широко применяются на морских судах для обслуживания спасательных шлюпок вместимостью 12 человек и более, а также рабочих шлюпок и катеров.

ГРАДИЕНТ БАРИЧЕСКИЙ - векторная величина, показывающая направление максимального возрастания атмосферного давления и численно равная изменению давления на единицу длины в этом направлении. Положение вектора градиента барического в пространстве определяется относительно стран света, а за единицу расстояния принимается один градус меридиана (60 морских миль).

ГРАДИЕНТ ТЕМПЕРАТУРЫ вертикальный - изменение температуры воздуха на каждые 100 м по вертикали в тропосфере. Значение градиента температуры колеблется от 0,6 до 1°С.

ГРАДУС - 1) единица измерения углов и дуг меридианов, параллелей, широт, долгот, азимутов и т. д., равная 1/90 части прямого угла. 2) Общее название единиц температуры в различных температурных шкалах.

ГРАДШТОК (град-боген) - старинный инструмент для измерения высот светил.

ГРАНАТА - 1) боеприпас, предназначенный для поражения осколками, ударной волной или кумулятивной струей живой силы и военной техники противника в ближнем бою. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества и взрывателя (запала). Различают гранаты ручные и выстреливаемые из гранатометов. 2) Устаревшее название артиллерийских осколочных, осколочно-фугасных и фугасных снарядов.

ГРАНИЦА МИННОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ - линия, определяющая пределы площади загражденного минами района с учетом возможной неточности определения места кораблей (самолетов), осуществлявших постановку мин.

ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ - верхняя точка волн морских.

ГРЕБНОЕ КОЛЕСО - лопастной движитель судна в виде одного (в корме) или двух (по бортам) колес с 6-12 лопастями (плицами). Появились впервые в 1800, в конце 19 в. было создано гребное колесо с поворотными плицами, обеспечивающими оптимальный угол входа в воду, что повысило кпд двигательно-движительной установки. В настоящее время колесные суда не строятся.

ГРЕБНОЕ СУДНО - судно, основным движителем которого являются весла. Флоты древних государств состояли из гребных судов. Современные гребные суда включают корабельные и спасательные шлюпки, а также различные спортивные суда.

ГРЕБНОЙ ВАЛ - элемент валопровода, непосредственно соединенный с гребным винтом. На больших судах длина гребного вала до 12 м; на малых непосредственно соединен с двигателем и гребным винтом.

ГРЕБНОЙ ВИНТ - лопастной движитель (например, судна, торпеды). Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с 2-6 лопастями, закрепленными на ней под некоторым углом к плоскости вращения. Гребной винт характеризуется диаметром (до 8-10 м), расстоянием, проходимым винтовой поверхностью за один оборот (шагом), отношением площади лопастей к площади диска диаметра гребного винта и др. По конструкции различают винты регулируемого шага (применяются на быстроходных судах и катерах), постоянного шага, соосные, а также винты «тандем». Изготовляются из бронзы, латуни, легированной стали и др. Масса может достигать 50 т.

ГРЕБНОЙ ФЛОТ - флот из кораблей и судов, основным движителем которых являются весла, паруса же играют вспомогательную роль. Получил распространение в странах античного мира (Финикия, Греция, Византия) и средних веков (Венеция, Генуя, Византия). С появлением галер стал называться галерным флотом.

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ - зажигательный состав, применявшийся в 7-15 вв. в морских боях и при захвате крепостей. Греческий огонь включал предположительно селитру, серу, нефть, смолу и другие вещества, его пламя не гасилось водой.

ГРИНВИЧ (ГРИНУИЧ) - пригород Лондона, где находилась основанная в 1657 астрономическая обсерватория. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, в 1884 был принят за начальный в счете географических долгот и назван Гринвичским меридианом. От него также отсчитывается время всемирное и время поясное.

ГРОМ - звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается быстрым расширением воздуха вдоль пути молнии. Дальность слышимости грома обычно не более 15-20 км. Раскаты (повторы) грома объясняются многократным отражением звуковой волны.

ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ СВЯЗЬ – вид внутрисудовой связи. Бывает односторонней и двусторонней. Применяется для передачи команд и служебных переговоров. В отличие от телефонной связи обеспечивает восприятие команды или переговоров всем личным составом, находящимся в данном помещении (на палубе).

ГРОТ (мор.) - 1) вторая мачта, считая от носа судна. 2) Самый нижний прямой парус грот-мачты. 3) Первая составная часть сложных слов, обозначающая принадлежность парусов и всех частей рангоута и такелажа к грот-мачте (например, грот-марсель).

ГРУЗИКИ ДЛЯ КАРТ - металлические диски диаметром до 50 мм, высотой 30-35 мм, массой до 350 г. Служат для прижатия карт на штурманском столе.

ГРУЗОВАЯ МАРКА - нанесенная на обеих бортах торгового судна фигура, состоящая из пересеченного горизонтальной чертой круга (диск Плимсолля) и вертикальной гребенки. Указывает предельно допустимые осадки судна при различных условиях плавания. В зависимости от времени года плавания и солености воды эта осадка отмечена буквами: ТП (ТF) - в тропических пресных водах; П(F) - в пресных водах не тропических. стран; Т(Т) - в морских тропических водах; Л(S) - в морских водах летом; З(W) - в морских водах зимой; ЗСА(WNA)- в северной части Атлантического океана зимой. Пассажирские и парусные суда имеют упрощенную грузовую марку по сравнению с грузовыми судами. Положение грузовой марки определяется назначением, размерами и конструктивными особенностями судна.

ГРУЗОВАЯ СТРЕЛА - судовое грузовое устройство в виде балки-укосины, шарнирно закрепленной нижним концом на мачте или колонне, а верхним концом подвешенной на тросе. Грузоподъемность обычно не превышает 10 т

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА - объем всех помещений на судне, которые предназначаются для размещения груза. Различают грузовместимость судна насыпью (для зерна, руды и т. д.) и киповую грузовместимость судна (для штучных грузов). Вторая примерно на 10 % меньше первой из-за невозможности полностью использовать часть грузовых пощещений между выступающими элементами судового набора.

ГРУЗОВОЕ СУДНО - общее название судов для перевозки грузов. Могут быть сухогрузные, наливные и для комбинированных грузов. В зависимости от характера груза и способа его перевозки различают балкеры, газовозы, ролкеры, танкеры, лижтеровозы и т. д.

ГРУЗОВОЙ ЛЮК - вырезы в палубах судна, служащие для погрузки грузов в трюмы и их выгрузки. Грузовые люки имеют прямоугольную форму и снабжены устройствами для плотного закрывания. Вырезы грузового люка ограждаются комингсами.

ГРУЗОВЫЕ УСТРОЙСТВА - совокупность устройств на судне, служащих для погрузки, выгрузки и перемещения грузов. Состоят из грузовых стрел различных систем, кранов, лебедок, элеваторов и др. Грузовые устройства боевых кораблей служат главным образом для погрузки боеприпасов.

ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ СУДНО - транспортное судно для перевозки грузов, имеющее также более 12 пассажирских мест.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ СУДНА - масса всех грузов в тоннах, которую может поднять судно при погружении его по грузовую марку. Различают грузоподъемность судна полную (дедвейт) и чистую или полезную (предельная масса груза, которую судно может принять при имеющихся на нем запасах топлива, смазочных материалов, продовольствия и пресной воды, а также с учетом экипажа). Грузоподъемность с зависит от времени года и района плавания.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ШЛЮПКИ - число людей или масса груза, транспортировка которых безопасна в тихую погоду. Принято считать, что баркасы способны перевозить по 5 человек на каждое весло, гребные катера - по 5 человек на банку (сидение), шестивесельные шлюпки - не более 12 человек (масса каждого человека принимается равной 80 кг). При движении под парусом грузоподъемность шлюпки уменьшается вдвое.

ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ (нагрузка корабля)- подразделяются на постоянные, расходные и временные грузы. Постоянные - масса корпуса, устройств, систем, механизмов, вооружении, брони и штатного экипажа. Расходные - боеприпасы, топливо, вода, смазочные материалы и продовольствие. Временные - войска, оружие, пассажиры, водяной балласт.

ГРУНТ - верхний слой дна моря, океана, реки и прочих водоемов. Характер (тип) и цвет грунта обозначается на морских картах в виде сокрашений: и.- ил, к.- камень, п.- песок, вд.- водоросли, жл.- желтый, сн.- синий и т. д. Характер грунта влияет на держащую силу якоря, что и определяет выбор места якорной стоянки.

ГРУНТОВ - снасть, предназначенная для удержания шлюпки от раскачивания, когда она остается подвешенной на ходу корабля (судна).

ГРУППА (на корабле) - организационное подразделение боевых частей корабля и служб корабля (кроме артиллерийской боевой части, где группам соответствуют башни и батареи). Личный состав группы подразделяется на команды.

ГРУППА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК - временное тактическое формирование из двух и более подводных лодок, создаваемое на период выполнения боевой задачи.

ГРУППОВАЯ ЦЕЛЬ - несколько объектов атаки (удара), идущих в одном строю (ордере). Понятие групповая цель зависит от средства поражения (например, для зенитных артиллерийских установок группа самолетов не будет являться групповой целью, а для ракеты с ядерной боеголовкой эта же группа самолетов – групповая цель поскольку может быть поражена одной ракетой).

ГРУППОВОЕ БОМБОМЕТАНИЕ –вид бомбометания, при котором группа самолетов (часть, подразделение) атакует цель в одном боевом порядке. Групповое бомбометание обеспечивает надежное накрытие и поражение цели.

ГРУППО-ЗАТМЕВАЮЩИЙ ОГОНЬ - отличительный признак светового сигнала маяка в виде постоянного света, прерываемого группой затемнений (затмений) через определенные промежутки времени.

ГРУППО-ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ - отличительный признак светового сигнала маяка в виде группы световых проблесков через определенный промежуток времени.

ГРЯДА - общее название вытянутых в длину возвышенностей рельефа, как правило, со сглаженной вершиной, высотой не более 200 м. Встречаются на суше и на дне морей. Природа возникновения гряды различна - намытые породы, результат движения ледников и т. п.

ГУБА - 1) местное название на севере России заливов вытянутой формы, образованных обычно речными устьями. 2) Название румпеля на деревянных речных судах.

ГЮЙС - флаг, поднимаемый и спускаемый ежедневно на гюйсштоке в носовой части кораблей 1 и 2 рангов одновременно с кормовым флагом при стоянке на якоре (на швартовых, бочке).

ГЮЙСШТОК - металлический или деревянный шток в носовой части корабля для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре (бочке) или швартовых.




 
Фото Броненосцев:
"Екатерина Вторая"
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ
"Три Святителя"
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ ТРИ СВЯТИТЕЛЯ
Морской словарь:
Б БАЛЛАСТ - груз, принимаемый на судно для улучшения его мореходных качеств (прежде всего остойчивости). Балласт может быть постоянным или временным, жидким (вода) или твердым (чугунные болванки, бетон и т д ) Во избежание потери остойчивости при крене твердый балласт надежно закрепляют, цистерны с жидким балластом опрессовывают.
Другие термины на "Б"...
Статьи:
Русская семафорная азбука.
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. далее...
 

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru