Славным Русским броненосцам посвящается!

Русские Броненосцы
Иностранной постройки:
 
Шумит волна, звенит струна.mp3

другие песни »
Друзья:
Книги:
Кнопки:



Благодарности:
Огромное спасибо за помощь в создании сайта:
Антюфееву Андрею и Мелконяну Алексею

Морской словарь:
О

ОБВЕС - парусиновый занавес, прикрепленный к леерным стойкам сигнальных, дальномерных и прочих мостиков для защиты от ветра и брызг.

ОБВЕХОВАНИЕ - ограждение плавучими вехами навигационных опасностей, фарватеров, протраленных районов, а также районов, закрытых для плавания.

ОБВОДЫ КОРПУСА корабля (судна) - внешние очертания корпуса корабля (судна). Задаются теоретическим чертежом корабля при проектировании и зависят от назначения корабля, его размеров, скорости, района плавания, автономности и др. В значительной степени определяют сопротивление воды его движению, всхожесть на волну, остойчивость, заливаемость, управляемость, условия работы движителей и другие качества корабля. Различают обводы водоизмещающих кораблей и судов (крейсера, эсминцы, подводные лодки, сухогрузы, танкеры и др), глиссирующих судов и катеров, кораблей и судов на подводных крыльях и на воздушной по душке. Оптимальность обводов корпуса определяется в процессе модельных испытаний.

ОБГАЛДЫРЬ (абгалдырь) - 1) конец или короткая цепь с гаком, а также железный прут с рукояткой на одном конце и с крюком на другом. Применяется, например, при работе с якорной цепью 2) Снасть, служащая для растягивания по рею верхней шкаторины паруса.

ОБДЕЛОЧНАЯ РАМКА - крепление водонепроницаемой переборки к обшивке (палубной, бортовой) и к днищу при помощи стальных обделочных уголков, идущих по ее периметру. При сварных конструкциях корпуса обделочная рамка отсутствует и листы переборок непосредственно приваривают к наружной обшивке и палубе.

ОБДУВКА КОТЛА - периодическая очистка поверхностей нагрева парового котла от продуктов сгорания (сажи, копоти). Осуществляется подачей пара или сжатого воздуха в топку котла через сопловые сажеобдувочные устройства.

«ОБЕ НА ВОДУ» - команда, подаваемая после того, как гребцы табанили или сушили весла. По этой команде гребцы одновременно заносят лопасти весел к носу, сразу опускают их в воду и начинают грести.

ОБЕЗВЕТРИВАТЬ ПАРУСА - приводить парусное судно в такое положение относительно линии ветра, при котором плоскость паруса (парусов) будет совпадать с направлением линии ветра.

ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ БОЕПРИПАСОВ - приведение боеприпасов в состояние, исключающее возможность их самопроизвольного взрыва. Для каждого типа боеприпасов существуют характерные способы обезвреживания и приемы их выполнения, предусмотренные инструкциями, с соблюдением мер безопасности. Обычно обезвреживание боеприпасов достигается подрывом, а также удалением снаряжения (выплавлением, выжиганием и др), извлечением взрывных устройств или переводом их в безопасное положение и другими способами.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - комплекс мероприятий, направленных на поддержание сил (войск) в высокой боевой готовности, сохранение их боеспособности, создание благоприятных условий для организованного и своевременного вступления в бой и успешного выполнения поставленных задач, а также на воспрещение или предупреждение внезапного нападения противника, снижение эффективности его ударов. Подразделяется на оперативное (боевое), специально-техническое и тыловое.

ОБЕЧАЙКА - открытый с торцов цилиндрический илн конический барабан из листового материала, являющийся заготовкой для корпуса парового коллектора, котла, резервуара или частью прочного корпуса подводной лодки и других металлоконструкций.

ОБЖАТИЕ КОРПУСА подводной лодки - уменьшение объема прочного корпуса подводной лодки в пределах его упругих деформаций под воздействием гидростатического давления. Обжатие корпуса вызывает уменьшение объемного водоизмещения подводной лодки и она начинает резко проваливаться на глубину. Величина обжатия корпуса определяется расчетным и экспериментальным путями.

ОБЖИГАТЬ СУДНО - обжиг подводной части деревянного судна в целях его большей сохранности.

ОБИТАЕМОСТЬ КОРАБЛЯ - комплекс факторов, характеризующих условия жизни и деятельности личного состава корабля, влияющих на работоспособность и здоровье людей в боевой и повседневной обстановке. К ним относятся условия размещения экипажа на боевых постах и в жилых помещениях, шумность, температурно-влажностные и химические характеристики атмосферы помещений, наличие пищеблоков, помещений медицинского, санитарно-бытового, спортивного и культурного назначения. Роль условий обитаемости корабля возрастает с увеличением автономности корабля.

ОБЛАКА - скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. По международной классификации различают облака верхнего яруса (выше 6 км) перистые, перисто-слоислые, перисто-кучевые, среднего яруса (2-6 км) высоко-слоистые и высоко-кучевые, нижнего яруса (ниже 2 км) слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере серебристые облака. При укрупнении капли и кристаллы выпадают из облаков в виде осадков.

ОБЛАКОМЕР - прибор для определения высоты нижней и верхней границы облаков, поднимаемый на шаре зонде. Действие основано на изменении сопротивления фотоэлемента при различной освещенности (при входе в облака и выходе из них) или изменении сопротивления проводчика с гигроскопическим покрытием (при попадании на его поверхность облачных капель).

ОБЛАЧНОСТЬ - совокупность облаков, наблюдаемых в каком-либо месте над всей видимой частью земной поверхности. Облачность определяется визуально, как степень покрытия небосвода облаками, например, в десятых долях или по 10-балльной шкале, а их формы по международной классификации облаков.

ОБЛЕГЧИТЬ РАНГОУТ – снять часть такелажа.

ОБЛЕДЕНЕНИЕ корабля, самолета - образование и отложение льда на различных частях конструкций и оборудования корабля (самолета) во время перехода морем (полета), возникающее под влиянием гидрометеорологических условий. Обледенение резко ухудшает аэродинамические характеристики и летные качества самолета, мореходные качества кораблей и может привести к аварийной ситуации и даже гибели корабля (самолета). Толщина льда на поверхности самолета может достигать 10 см и более. Борьба с обледенением на самолете обеспечивается антиобледенительными системами. Интенсивность обледенения корабля характеризуется скоростью нарастания льда, в соответствии с которой различают три степени обледенения: медленное (до 2 см/ч), быстрое (2-6 см/ч) и очень быстрое (более 6 см/ч). Для борьбы с обледенением используют изменение курсов корабля по отношению к волне, скалывание льда, для подводных лодок периодическое погружение под воду, местный обогрев отдельных узлов.

ОБМЕЛЕТЬ - остаться на мели, стоя на якоре или швартовых, при исключительных обстоятельствах на море во время землетрясения, при штормовом береговом ветре, а также при стоянке на якоре у отмелых берегов в случае неправильного учета спада воды при отливе, на реках при быстрой убыли воды во время весеннего разлива.

ОБМЕН ПОЗЫВНЫМИ - подъем на мачте корабля флажных позывных или передача их по радио, а в темное время суток средствами световой сигнализации на другой корабль (береговой пост наблюдения и связи) для установления наименования корабля. Корабли обмениваются своими позывными при встрече в море, при входе на рейд (в базу) и при выходе с рейда (из базы). Обмен позывными предшествует обмен опознавательными.

ОБМУНДИРОВАНИЕ ВОЕННОЕ - обобщенное название предметов форменной одежды военнослужащих, имеющей особые отличительные признаки установленный цвет, конструкцию (покрой), знаки различия, пуговицы и др. Порядок использования обмундирования военного определяется Правилами ношения военной формы одежды.

ОБНАРУЖЕНИЕ - выявление наблюдателем (оператором РЛС, гидроакустической станции и др) того или иного объекта (отображения объекта на экране индикатора), определение его положения на местности (относительно корабля), в воздушном (космическом) пространстве, под водой или над водой, а также характера его действий.

ОБНАРУЖИТЕЛЬ ЛЕДОВЫХ РАЗВОДИЙ - навигационное устройство на подводных лодках, предназначенное для обнаружения ледовых разводий при нахождении подводной лодки в подводном положении.

ОБНОС - шкентель, которым брам-гордень оттягивается к ноку брам-рея.

ОБНОСИТЬ, ОБНЕСТИ – провести снасть вокруг чего-либо. Например, обнести швартов на шпиль означает провести его вокруг баллера таким образом, чтобы, работая шпилем, можно было выбирать и травить цепь.

ОБНОСНЫЕ СЕЗНИ - сезни, которыми обносится парус при креплении к рангоутному дереву.

ОБОЙМА ПАТРОННАЯ - приспособление для размещения в определенном порядке нескольких патронов, упрощающее и ускоряющее заряжание стрелкового оружия и малокалиберных пушек.

ОБОРОНА ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ - совокупность мероприятий и боевых действий, имеющих целью не допустить захвата противником военно-морской базы, обеспечить безопасное базирование сил флота и защиту ее объектов от ударов с моря, воздуха и суши. С моря предусматривает организацию и осуществление противолодочного, противокатерного, противоминного обеспечения и противодесантной обороны; с воздуха -своевременное обнаружение воздушного противника, оповещение и отражение его ударов; с суши - создание необходимой группировки сухопутных войск и сил флота, организацию системы огня, оборудование местности в инженерном отношении, устройство заграждений и ведение боевых действий.

ОБОРОНА И ЗАЩИТА КОРАБЛЕЙ на переходе морем и в бою - комплекс различных видов обеспечения и боевых действий, проводимых с целью отразить удары сил противника с моря и воздуха, сохранить высокую боеспособность кораблей. Осуществляется силами и средствами соединений, а также силами, выделенными распоряжением старшего начальника. Строится на сочетании действий сил охранения с самообороной охраняемых сил.

ОБОРОНА МОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ - совокупность мероприятий и боевых действий сухопутных войск во взаимодействии с силами флота, военно-воздушными силами и войсками ПВО с целью отразить удары противника с моря, высадку его морского и воздушного десантов и удержать занимаемые морское побережье и острова. Является частью обороны проливной зоны.

ОБОРОНА ПРОЛИВНОЙ ЗОНЫ - совокупность мероприятий и боевых действий сухопутных войск и сил флота с целью защитить проливную зону от захвата противником и не допустить прорыва его кораблей, включает оборону морского побережья. Особенности обороны проливной зоны вытекают из конкретных географических условий.

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ МИННЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ - минные заграждения, поставленные заблаговременно или в ходе боевых действий в своей обороняемой зоне (например, на подходах к своим базам). Подразделяются на противолодочные и противодесантные. Могут состоять из одной или нескольких линий мин (минных полос), минных банок и характеризуются числом мин и их расположением, длиной по фронту, глубиной, конфигурацией и положением относительно побережья.

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ - сооружения, возводимые (оборудуемые) на местности с целью обеспечить войскам условия для ведения обороны, уменьшить их потери и затруднить наступление противнику при осаде.

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ - приведение поступающей военной информации к виду, удобному для использования при управлении силами флота (войсками), оружием и различными техническими средствами. В современных системах управления оружием и техническими средствами обработка информации осуществляется автоматически (например, с помощью ЭВМ) или полуавтоматическими способами.

ОБРАЗЕЦ ОРУЖИЯ (ВООРУЖЕНИЯ) - конкретная конструкция какого-либо вида оружия для выполнения определенных задач самостоятельно или в составе комплекса вооружения. Каждому образцу присваивается условный индекс, который обычно сохраняется без изменения до модернизации. После ее проведения к основному индексу добавляются специальные знаки или указывается год модернизации.

ОБРАСОПИТЬ РЕИ - повернуть реи при помощи брасов в одно из крайних положений под углом к диаметральной плоскости корабля. Например, обрасопить реи прямо - поставить реи в положение, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля.

ОБРАСТАНИЕ корабля (судна) - появление на подводной поверхности корпуса корабля (судна) наростов из растительных и животных организмов. Приводит к уменьшению скорости (до 25 % и более). Идет особенно интенсивно в тропических водах и на стоянке. Для борьбы с обрастанием служат антиобрастающие краски.

ОБРАТНЫЕ ЗАСЕЧКИ - способ определения места по двум углам, измеренным между тремя береговыми ориентирами, нанесенными на карту. Применяется при гидрографических работах, постановке (тралении) мин и др.

ОБРЕЗАТЬ НОС (КОРМУ) - пройти кораблю (шлюпке) на минимальном расстоянии от носа или кормы другого корабля.

ОБРИ ПРИБОР - гироскопическое устройство для удержания торпеды на заданном курсе.

ОБРУШИВАЮЩИЙСЯ ВАЛ - волна, гребень которой вследствие уменьшения глубины деформируется и обрушивается.

ОБСЕРВАТОРИЯ - научное учреждение, имеющее специальные приборы для астрономических, метеорологических, геофизических и других наблюдений.

ОБСЕРВАЦИЯ (мор) - определение места корабля (географических координат широты и долготы) по наблюдению небесных светил, береговых предметов или сигналов радиомаяков (радионавигационных систем), координаты которых известны, а также по данным навигационных спутников.

ОБСЕРВОВАННОЕ МЕСТО - место корабля (судна), определенное при плавании вблизи берегов путем наблюдения береговых предметов, нанесенных на карту, а при плавании в открытом море радиотехническими средствами или по наблюдениям небесных светил, искусственных спутников Земли.

ОБСТАНОВКА НА МОРЕ - совокупность условий, влияющих на ход боевых действий сил численность и дислокация своих сил и сил противника, характер района боевых действий, его оборудование и др. Разделяют на тактическую, оперативную и стратегическую.

ОБСТЕНИТЬ ПАРУСА - поставить паруса так, чтобы ветер дул в их переднюю сторону и тем самым прижимал их к стеньгам, в этом случае судно будет иметь задний ход. В старину говорили не «обстенить», а «обстенг» «положить парус обстенг».

ОБСТРЕЛ - артиллерийский (ракетный) огонь по кораблям, береговым сооружениям и живой силе противника.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРУНТА ДНА - гидрографические работы по взятию образцов грунта для определения его состава, цвета, типа и др. Для обследования грунта дна применяют специальные грунтовые трубки, драги и др. Обследование грунта дна обычно выполняется попутно с промером.

ОБТЕКАЕМАЯ ФОРМА - очертания наружных поверхностей объемного тела, обеспечивающие безотрывное его огибание набегающим потоком воды, газа (воздуха). Для тел с обтекаемой формой сопротивление движению тела минимально.

ОБТЕКАТЕЛЬ - 1) специальная конструкция, снижающая сопротивление окружающей среды движущемуся объекту. Применяются обтекатель как для снижения сопротивления всего подвижного объекта, так и отдельно выступающих частей (кронштейны гребных валов, рулей) 2) Внешнее ограждение вибраторов корабельной гидроакустической антенны. Может являться резонатором при испускании звукового импульса.

ОБТЮРАЦИЯ - герметизация канала ствола огнестрельного оружия при выстреле, предотвращающая прорыв пороховых газов. Например, в орудиях картузного заряжания достигается с помощью поршневого затвора, в орудиях гильзового заряжания самой гильзой, которая, расширяясь при выстреле, плотно прижимается к стенкам каморы (патронннка), обеспечивая надежную герметизацию канала ствола с казенной частью

ОБУХ - болт, имеющий вместо головки неподвижно закрепленное металлическое кольцо или проушину для крепления талей, канифас-блоков, соединительных скоб и др.

ОБХОД в морском бою - маневр кораблей для занятия выгодной позиции с целью нанесения удара по противнику без вступления в огневое соприкосновение с силами ее прикрытия (передового отряда).

ОБХОДИТЬ БАНКУ (МЕЛЬ) - пройти мимо банки (мели), оставляя ее в стороне на безопасном расстоянии.

ОБХОДЯЩИЙ ОТРЯД - группировка морских сил, направленная в обход противника для нанесения удара с тыла по объектам в глубине расположения его сил.

ОБШИВКА корабля (судна) - водонепроницаемая оболочка корпуса корабля, прикрепленная к набору и формирующая обводы корпуса. Она обеспечивает до 85 % общей прочности корпуса. В зависимости от материала обшивки (металлические листы, дерево, стеклопластик и др) выбирается способ соединения ее с набором и между собой. Наименыиее сопротивление воды движению корабля достигается (при листовом или дощатом материале) соединением «вгладь», обеспечивающим ровную без выступов поверхность. Толщина обшивки для равномерной ее нагрузки усилиями и уменьшения массы различна и зависит от размеров корабля, условий его службы, решаемых задач. Наибольшую толщину обшивка имеет вблизи киля, прилегающих к борту участков верхних палуб, а также в районе переменной ватерлинии (Например, толщина стальной обшивки современных кораблей от 3 до 50 мм, используются высоколегированные сорта стали). Внутренние помещения (каюты, боевые посты и др) также имеют обшивку, служащую для тепло-, звукоизоляции помещений и декоративных целей. Чаще не является герметичной, выполняется из тонких металлических листов, пластика, дерева и других материалов.

ОБЩАЯ ПОПРАВКА ВЫСОТЫ СВЕТИЛА - поправка для приведения измеренной высоты светила к истинной высоте центра светила, включающая в себя поправки на наклонение видимого горизонта, рефракцию, полудиаметр и параллакс светила.

ОБЩАЯ ПРОЧНОСТЬ КОРАБЛЯ - способность корпуса корабля сохранять целостность и неизменность формы во время эксплуатации под воздействием внешних сил, к которым относятся равномерно распределенные и концентрированные силы веса и силы гидростатического давления, создающие изгибающие моменты и перерезывающие силы, а также силы, возникающие при качке корабля, ударах его носовой оконечности о волны на ходу и при качке. Критерии общей прочности корабля определяются на стадии проектирования корабля, достаточность ее проверяется в ходе испытаний. Правильность методики расчета общей прочности корабля иногда определяется путем экспериментального разрушения корпуса корабля.

ОБЩАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ - система движений масс воздуха в масштабе всего земного шара.

ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ - виды оружия, не относящиеся к оружию массового поражения. Термин «Обычные средства поражения» появился в 50-х гг 20 в, в период оснащения армий (флотов) ракетно-ядерным оружием. К обычным средствам поражения относятся все виды огнестрельного, реактивного, ракетного, бомбового, минно-взрывного, огнеметно-зажигательного, торпедного оружия, средства непосредственного поражения, которые снаряжаются бризантными взрывчатыми веществами или зажигательными смесями, а также холодное оружие.

ОБЪЕДИНЕНИЕ - воинское формирование, включающее несколько соединений или объединений меньшего состава, а также частей и учреждений.

ОБЪЯВЛЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ - 1) форма одежды, устанавливаемая старшим начальником в данное время. 2) Форма одежды матросов, старшин, мичманов и офицеров, несущих верхнюю вахту и караул, объявляемая флагманом, старшим на рейде или командиром корабля, находящимися в отдельном плавании.

ОГНЕВАЯ ПОЗИЦИЯ - ограниченный по размерам район (участок) моря (океана), обеспечивающий свободное боевое маневрирование подводной лодоки или надводного корабля при стрельбе ракетами, а также группы (отряда) кораблей при ведении ими артиллерийской подготовки, высадки морского десанта и артиллерийской поддержки его действий на берег. Бывают основные и запасные.

ОГНЕПРОВОДНЫЙ ШНУР (бикфордов шнур) - средство передачи огневого импульса для возбуждения взрыва капсюля-детонатора. Представляет собой шнур, сердцевина которого изготовлена из слабо спрессованного пороха с направляющей нитью и заключена в оболочку, покрытую водонепроницаемым составом. Диаметр огнепроводного шнура 5-6 мм, скорость горения около 1 см/с, под водой на глубине до 5 м горит с большей скоростью. Применяется при взрывных работах.

ОГНЕСТОЙКИЕ ПЕРЕБОРКИ - переборки корпуса судна (корабля), которые вместе с изоляцией выдерживают действие пламени и не допускают значительного повышения температуры по другую сторону переборки.

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ - метательное оружие, в котором силой, выбрасывающей артиллерийский снаряд (пулю, мину и др.), являются газы, получаемые от сгорания пороха в канале ствола. Появилось в Западной Европе в 13 в. Подразделяется на артиллерийское и стрелковое оружие, а также гранатометы и минометы. Сочетает в себе средства непосредственного поражения (снаряд, мина, пуля) и средства метания их к цели (пушка, миномет, пулемет, винтовка и др).

ОГНЕТУШИТЕЛЬ ручной - аппарат для тушения начинающегося пожара. На кораблях наиболее распространены пенные (пена получается при химической реакции кислотной н щелочной частей заряда) и углекислотные (заполнены жидкой углекислотой). Пенные огнетушители запрещается использовать для тушения взрывчатых веществ и электрооборудования под напряженисм, а углекислотные для тушения веществ, горящих без доступа воздуха (например, целлулоид, кинолента магниево-алюминиевые сплавы).

«ОГНИ И ЗНАКИ» - руководство, содержащее систематизированные сведения о маяках, огнях, знаках и других навигационных ориентирах (координаты местоположения, их внешний вид, характеристика огня и др).

ОГНИ КОРАБЕЛЬНЫЕ (СУДОВЫЕ) - огни, зажигаемые на кораблях (судах) от захода до восхода солнца и в условиях ограниченной видимости. Служат для указания места корабля, направления его движения, а иногда и назначения. Правила о ношении огней устанавливаются международными соглашениями.

ОГНИ ХОДОВЫЕ - огни, зажигаемые на кораблях (судах) на ходу. Служат для предупреждения столкновения кораблей (судов) в море.

ОГНИ ЯКОРНЫЕ - гакабортный и штаговый огни, зажигаемые на кораблях (судах), стоящих на якоре.

ОГОН - петля на конце или на сере дине троса, образующаяся из самого троса путем пробивки его прядей. Огон надевают, например, на рангоутное дерево, когда надо надежно прикрепить к нему какую-нибудь снасть. Различаются формой и способом изготовления.

ОГОНЬ - 1) стрельба из различных видов оружия на поражение целей, одно из основных средств поражения противника в бою. Различают артиллерийский огонь, огонь танков, стрелкового оружия и других видов оружия. В современном понятии включает также стрельбу (пуски) ракетами в обычном снаряжении. Корабли ВМФ (ВМС) ведут огонь по морским береговым и воздушным целям на ходу и на якоре (швартовах) 2) Ночной навигационный ориентир, представляющий собой светотехнический, как правило, автоматически действующий аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях.

ОГРАДИТЬ ОПАСНОСТЬ - установить поблизости от опасности плавучие знаки предостерегательные (светящиеся и несветящиеся буи и вехи), которые предупреждают мореплавателя о наличии опасности, запрещают движение в ее сторону и указывают безопасный путь.

ОГРАЖДАЮЩИЙ (ОПАСНЫИ) ПЕЛЕНГ - пеленг какого-либо ориентира, обозначенного на карте, проходящий на некотором безопасном расстоянии от навигационной опасности (рифы, мель и др). Задача мореплавателя не заходить за ограждающий пеленг.

ОГРАЖДАЮЩИЙ СТВОР - створ двух знаков, показанных на карте ограждающий опасность. При плавании необходимо следить за тем, чтобы не зайти за линию ограждающего створа в сторону опасности.

ОГРАЖДЕНИЕ МОРЕЙ - установка знаков предостерегательных (освещаемых и неосвещаемых) на воде и специальных сооружений на берегу для обеспечения безопасности кораблевождения. В настоящее время на большинстве морей для ограждения навигационных опасностей действует система МАМС.

ОГРАЖДЕНИЕ РУБКИ подводной лодки - проницаемая часть легкого корпуса подводной лодки вокруг вертикального схода во внутренние помещения подводной лодки. Имеет обтекаемую форму, в ней размещают пост управления подводной лодкой в надводном положении.

ОГРАЖДЕНИЕ ШТАТНОЕ - ограждение опасностей в море, указанное на картах, которое в полной мере обеспечивает безопасность плавания. В настоящее время действует комбинированная кардинально-латеральная система навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками международной ассоциации маячных служб (система МАМС).

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ - огни красного цвета, обозначающие препятствия на подходах к гидроаэродрому. Отмечают также все препятствия на акватории и границы рабочей площади гидроаэродрома со стороны подхода на посадку.

«ОДЕРЖИВАЙ» - команда рулевому, по которой руль кладется в сторону, обратную циркуляции корабля, с расчетом уменьшить его угловую скорость так, чтобы в каждый данный момент (по команде) можно было задержаться на том или ином курсе.

ОДНОТИПНЫЕ КОРАБЛИ - корабли одного класса, т. е. близкие по составу вооружения и техническим средствам, внешнему виду, устройству, водоизмещению и периоду постройки.

ОДОГРАФ - устаревшее название автопрокладчика.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ КОРАБЛЮ (СУДНУ) терпящему бедствие - действия спасательных и других судов, боевых кораблей и самолетов (вертолетов) по спасению кораблей (судов), получивших повреждение в бою или при столкновении с другими кораблями (судами), а также в результате пожара, посадки на мель, аварии главных двигателей с потерей хода и управляемости. Включает поиск корабля (судна), подход к нему, высадку на него аварийных партий с техническими средствами, ведение борьбы за живучесть, буксировку лишившегося хода корабля (судна). В случае невозможности спасти корабль (судно) приступают к спасению экипажа.

ОКЕАН - часть Мирового океана, расположенная среди материков и обладающая самостоятельной системой циркуляции вод и специфическими особенностями гидрологического режима. На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Со стратегической точки зрения, каждый океан самостоятельный исторически сложившийся театр военных действий.

ОКЕАНИЧЕСКИЕ ОСТРОВА - острова вулканического или биологического происхождения (например, коралловые), расположенные в океане (море) и ранее никогда не соединявшиеся с сушей.

ОКЕАНИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ - тоже, что морские течения.

ОКЕАНИЯ - крупнейшая на Земле совокупность островов (около 10 тыс) в центральной и юго-западной частях Тихого океана между Австралией и Малайским архипелагом. Общая площадь 1,26 млн. км2 (80 % приходится на Новую Гвинею и Новую Зеландию).

ОКЕАНОГРАФИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - географический пункт в океане (море), где производятся океанографические работы.

ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - комплекс наблюдений, измерений и обработки результатов, производимых в океане (море) с целью получения информации о протекающих в них процессах.

ОКЕАНОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО - специально построенное или переоборудованное судно водоизмещением от 2,5 до 9 тыс. т и более, с хорошими мореходными качествами, большой автономностью (до 120 суток) и дальностью плавания. Предназначены для выполнения океанографических работ. Имеют глубоководные лоты, батометры, грунтовые трубки, лаборатории и рабочие помещения.

ОКЕАНОЛОГИЯ (океанография) - совокупность научных дисциплин, изучающих моря и океаны их размеры, очертания и глубины, рельеф дна, состав и характер его грунта, физические и химические свойства воды, ее температуру на поверхности и на глубинах, течения, приливы, волны, оптические и акустические явления в водной среде, другие явления, происходящие в океанах и морях, взаимодействие Мирового океана с твердой и воздушной оболочкой земного шара и др. Данные океанологии широко используются для обеспечения безопасности плавания надводных кораблей (судов) и подводных лодок, повышения эффективности их боевого использования.

ОКЕАНСКИЙ (МОРСКОЙ) ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - поверхность океана и воздушного пространство над ним, в пределах которых ВС государств (коалиций государств) могут вести или ведут военные действия стратегического масштаба. Театр военных действий не имеет строго определенных границ и обычно включает один океан (море) с побережьями и находящимися в его пределах архипелагами и островами, например Атлантический театр военных действий, Тихоокеанский театр военных действий.

ОКИСЛИТЕЛЬ - составная часть двухкомпонентного ракетного топлива, применяемого в жидкостных ракетных двигателях. В качестве окислителя часто используют жидкий кислород и четырехокись азота. Некоторые типы топлива при соприкосновении с соответствующим окислителем самовоспламеняются.

ОККЛЮЗИЯ ЦИКЛОНА – процесс смыкания холодного фронта циклона с медленно движущимся теплым фронтом. При этом теплый воздух все более вытесняется холодным воздухом в верхние слои тропосферы, возрастает вертикальная мощность циклона, уменьшается скорость его поступательного движения и происходит последующее затухание.

ОКЛАДКИ - 1) деревянные брусья для крепления кнехтов, шпилей, мачт и др. на барочных судах 2) Куски дерева, которыми обкладываются кнехты по окружности для предохранения от перетирания тросами и цепями.

ОКЛИК - способ опознания. Производится командиром вахтенного поста или вооруженным вахтенным у трапа в ночное время (в условиях ограниченной видимости) всех шлюпок и лиц, приближающихся к военному кораблю, стоящему на якоре (бочке, швартовах).

ОКОЛКА СУДНА - 1) освобождение ледоколом судна, зажатого льдом 2) Вырубание льда вокруг судна в целях предупреждения сдавливания его льдом. Периодически выполняется также вокруг судов, стоящих в замерзших водоемах на зимней стоянке.

ОКОНЕЧНОСТИ подводной лодки - части легкого корпуса простирающиеся от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно. Служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы. В оконечности размещаются цистерны главного балласта, якорное устройство (в носовой оконечности), горизонтальные и вертикальные рули и др.

ОКОННИЦА - рамная конструкция из дерева или металла, обрамляющая бортовой иллюминатор. Устанавливается со стороны помещения, служит для крепления внутренней обшивки в районе иллюминатора, имеет лоток для сбора конденсата и его стока.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛЬБЫ - подготовка стрельбы, имеющая целью определить исходные данные для стрельбы корабельной артиллерии (пусков ракет). Подразделяется на полную и сокращенную.

ОКРАИННОЕ МОРЕ - то же, что краевое море

ОКРУЖЕНИЕ - изоляция группировки (сил) противника (охват группировки кораблей противника) с целью ее ликвидации. В зависимости от состава и значения окруженной группировки и размеров района окружение бывает оперативным и тактическим.

ОКРУЖНОСТЬ ВСТРЕЧ - геометрическое место точек, в которых корабли при решении задач маневрирования могут сойтись вплотную.

ОНДУЛЯТОР - электромеханический прибор телеграфного приемника, применяющийся при автоматической быстродействующей связи, в некоторых пишущих телеграфных аппаратах.

ОПАСНАЯ ПОЛОВИНА (опасный полукруг) - половина тропического циклона, расположенная справа от направления его движения в северном полушарии и слева в южном. Ветры здесь особенно сильны.

ОПАСНОЕ РАССТОЯНИЕ - расстояние, ближе которого кораблю опасно подходить к какой-либо навигационной опасности (например, рифу, банке). Окружность на карте, радиус которой равен опасному расстоянию, а центр совпадает с навигационной опасностью, образует зону, в которую корабли при плавании не заходят.

ОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ - различают природные и искусственные объекты и явления, могущие привести судно к потере управления, аварии и даже гибели. Могут быть навигационные (надводные и подводные), минные (наличие минных заграждений и плавающих мин) и гидрометеорологические (льды, штормы и т. п.)

ОПЕРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА - основной вид подготовки адмиралов, генералов, старших офицеров и органов управления оперативно-стратегического звена. Включает изучение теоретических основ стратегии и оперативного искусства, изучение вероятного противника и возможного характера военных действий на театре военных действий, совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по поддержанию высокой боевой готовности сил флота (войск), управлению ими при подготовке и ведении операций, слаживание органов управления и объединения в целом. Оперативная подготовка осуществляется на теоретических и практических занятиях, а также на учениях, подготовка и слаживание органов управления на штабных тренировках, военных играх, штабных, командно-штабных учениях, на оперативных учениях и маневрах, являющихся высшей формой оперативной подготовки командования.

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА - боевой отчетно-информационный документ штаба объединения (соединения), содержащий данные обстановки, обычно за прошедшие сутки. В оперативных сводках указываются характёр действий, положение и состояние объединения (соединения) в целом, группировка, состояние войск и характер действий противника, результаты боевых действий, положение и состояние своих соединений (частей) на две ступени ниже, потери и трофеи, материальная обеспеченность, краткие сведения о положении и действиях соседей, а также другие данные.

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО военно-морского флота - составная часть современного военно-морского искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общефлотских, морских и десантных, противодесантных операций, применения сил флота в общевойсковых, совместных, а также самостоятельных операциях.

ОПЕРАТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - крупное воинское формирование, состоящее из нескольких соединений или объединений меньшего состава, а также учреждений, частей различных родов сил. Создаются в мирное и военное время. Предназначаются для выполнения в основном оперативных задач проведением общевойсковых, самостоятельных или совместных операций (боевых действий). В ВМФ оперативными объединениями являются: флотилия, эскадра, авиация флота и др. В организационном отношении оперативное объединение может быть самостоятельным или входить в состав оперативно-стратегического объединения.

ОПЕРАТИВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ - временное подчинение объединений, соединений и частей (кораблей) на период выполнения боевой задачи командующему (командиру), на которого возложены подготовка и проведение операции (боя).

ОПЕРАТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ - группировка сил и средств объединения, созданная для ведения операции. Оперативное построение сил флота может включать одну или несколько группировок для решения задач операции, группировки сил для обеспечивающих действий, резервы сил и средств, тыл флота. Каждая группировка может состоять из соединений и частей различных родов или однородных сил флота, а также включать взаимодействующие с ними соединения и части других видов ВС.

ОПЕРАТИВНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ВОЙСК (СИЛ) - создание оперативных группировок войск (сил) на театре военных действий, стратегического и оперативном направлениях. Включает перегруппировку сил и занятие ими исходных районов, перебазирование сил флота, развертывание систем управления и связи, организацию всех видов обеспечения и др.

ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (высшее оперативное объединение) - крупное организационное формирование, состоящее из нескольких оперативных объединений, отдельных соединений и частей различных видов ВС, родов войск, специальных войск и служб.

ОПЕРАТИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ХОД - одна из градаций скоростей корабля, существовавшая в паровом флоте. Оперативно-экономический ход предполагал выполнение поставленной задачи в заданное время с максимальной экономией топлива (угля), что достигалось работой лишь части котлов и необходимым минимумом работающих вспомогательных механизмов Для современных надводных кораблей существует определение наибольшей, полной, экономической и наименьшей скоростей корабля.

ОПЕРАТИВНЫЙ АЭРОДРОМ - военный аэродром, с которого авиационная часть (подразделение) ведет боевые действия.

ОПЕРАТИВНЫЙ НАЧАЛЬНИК - командир какого-либо объединения соединения или части, в распоряжении которого находятся приданные ему на период операции или боя другие силы.

ОПЕРАТИВНЫЙ РЕЖИМ - совокупность мероприятий и боевых действий, проводимых по общему плану систематических боевых и обеспечивающих действий с целью достижения устойчивости систем базирования сит флота, своевременного обнаружения и оповещения о появлении противника и его действиях, а также безопасности своих прибрежных морских сообщений, благоприятных условий подготовки и выполнения боевых задач своими силами. Оперативный режим - необходимый комплекс мероприятий для завоевания господства на море.

ОПЕРАТОР – должностное лицо (офицер мичман, старшина, матрос) боевого расчета на автоматизированной системе управления, радиолокационной (гидроакустической) станции, станции наведения или на одном из агрегатов сложных систем вооружения.

ОПЕРАЦИЯ НА МОРСКИХ И ОКЕАНСКИХ ТВД - основные формы ведения вооруженной борьбы на океанских (морских) театрах военных действий для достижения оперативных или стратегических целей. К ним относятся операция по разрушению наземных объектов противника, операция по уничтожению ракетных подводных лодок противника, операция по уничтожению авианосных группировок противника, операция по разгрому сил флота противника в закрытых морях и районах океана, прилегающих к своему побережью, операция по нарушению (срыву) морских перевозок противника, операция по уничтожению группировок противолодочных сил противника и операция по обороне районов базирования и морских коммуникаций. Эти операции могут проводиться как самостоятельно силами флота, так и во взаимодействии с частями (соединениями) других видов ВС. В промежутках между морскими операциями перечисленные задачи могут выполняться путем ведения силами флота систематических боевых действий.

ОПЕРАЦИОННАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА - база, создаваемая заранее или в ходе боевых действий на определенном операционном направлении.

ОПЕРАЦИОННАЯ ЗОНА - часть океанского (морского) театра военных действий, в пределах которой силы флота (флотилии) проводят операции и ведут систематические боевые действия. Размеры операционной зоны, зависят от военно-политической обстановки на театре военных действий, соотношения сил, характера решаемых задач, физико-географических условий театра и др.

ОПЕРАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - часть стратегического направления, включающая полосу местности с прилегающими водами морей и воздушным пространством, на которой расположены важные оперативные объекты. В пределах операционного направления располагаются, развертываются, а во время войны проводят операции (ведут боевые действия) объединения, соединения и части видов ВС.

ОПЕРАЦИЯ ПО НАРУШЕНИЮ (СРЫВУ) ОКЕАНСКИХ И МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПРОТИВНИКА - операция с целью уничтожения транспортных средств противника, осуществляющего перевозки войск, воинских грузов, стратегического сырья и других материалов, на переходе морем и в портах погрузки (выгрузки) с одновременным разрушением береговых объектов, прежде всего портов погрузки и выгрузки. Основу ударной группировки составляют подводные лодки.

ОПИСНОЕ СУДНО - так называют гидрографическое судно, производящее работы по собиранию материалов для составления морских навигационных карт и лоций.

ОПЛЕТКА - различные способы заделки концов тросов (снастей) или мест их сростки, исключающие раскручивание. По способу выделки различают татарскую, фалрепную, с обносом, многошлаговую и т. д.

ОПОВЕЩЕНИЕ - доведение до органов управления, войск, сил флота и населения сигналов об опасности воздушного нападения, радиоактивного, химического и биологического заражения, о стихийных бедствиях и др , в ВМФ, кроме того, об обнаружении противника, его минных заграждений, плавающих мин, о нахождении своих сил в море и др. Для оповещения используют радио, телефон, автоматизированную сигнальную связь, сигнальные средства.

ОПОЗНАВАНИЕ - определение государственной и ведомственной принадлежности обнаруженного объекта (самолета, корабля, войск и др). Осуществляется визуально или с помощью специальных радиоэлектронных систем опознавания.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ - обозначения, позволяющие отличать государственную (национальную) принадлежность военной техники и войск, а также принадлежность военнослужащих и технических средств к определенному виду ВС, роду войск, объединению, соединению или части (подразделению). Включает группы символов, цифр, букв и специальных знаков. ВС каждой страны имеют свою систему опознавательных знаков.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ - условные сигналы, передаваемые средствами радиосвязи или зрительной связи и сигнализации. Служат для взаимного опознавания и определения государственной принадлежности кораблей в море (самолетов в воздухе). В настоящее время на кораблях и летательных аппаратах имеется автоматическая радиотехническая аппаратура, которая дает кодированный ответ при получении кодированного запроса («Я свой») от радиолокационной станции. В военное время корабль (самолет), не ответивший на запрос, считается противником.

ОПОРНЫЙ ПУНКТ ФЛОТА - укрепленный пункт (часть района обороны) на морском побережье, наиболее насыщенный огневыми средствами, оборудованный и подготовленный к базированию сил флота.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА КОРАБЛЯ - установление фактического места корабля путем наблюдения береговых ориентиров, нанесенных на карту (по двум углам, по трем и двум пеленгам, по пеленгу и вертикальному углу ориентира, способом крюйс-пеленга) или определением до этих ориентиров дистанции и пеленга с помощью РЛС, а при плавании в открытом море астрономическим путем или с помощью радиомаяков и использования различных радионавигационных станций, а также искусственных спутников.

ОПРЕДЕЛИТЬ КУРС - 1) установить курс, которым идет противник 2) Определить курс своего корабля снять с карты угол между истинным меридианом и линией курса; снять отсчет с курсоуказателя

ОПРЕСНИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА - комплекс агрегатов для получения из забортной (соленой) воды пресной воды, пригодной для технических и бытовых целей. На судах наиболее распространены дистилляционные опреснительные установки, позволяющие получать в час до 5 т (и более) опресненной воды.

ОПРЕССОВКА (ЗАПРЕССОВКА) ЦИСТЕРН - заполнение цистерн жидкими грузами до уровня, обеспечивающего практически полное отсутствие свободной поверхности, поскольку наличие последней всегда ведет к уменьшению остойчивости при наклонении корабля (судна). Поэтому во избежание потери начальной остойчивости недопустимо одновременно расходовать жидкий груз из большого числа цистерн (или принимать его одновременно в несколько цистерн).

ОПЫТНОЕ УЧЕНИЕ ФЛОТА - разновидность командно-штабного или специального учения, проводимое с целью проверки и изучения новых вопросов теории и практики оперативного искусства и тактических приемов, а также новых способов применения оружия и боевых средств флота.

ОПЫТОВОЕ СУДНО - специально оборудованное судно (корабль) для проведения испытаний нового вооружения, экспериментальных исследований энергетической установки, движителей и конструктивных узлов. Для этих целей обычно используются суда серийной постройки, реже специальной.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОРАБЛЯ - определенная система функционных обязанностей, ориентированная на решение основной боевой задачи корабля уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. Организационная структура корабля едина как для ведения боя, так и для повседневной жизни. Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь ему назначаются старший помощник (1-й заместитель командира), помощники, определяемые штатом корабля. Весь личный состав корабля составляет его экипаж. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы, которые в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения). Во главе боевых частей, дивизионов (групп, башен, батарей) стоять их командиры, а во главе служб начальники. Первичными организационными подразделениями личного состава корабля являются отделения, во главе которых стоят их командиры. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд. Для боя личный состав распределяется по командным пунктам и боевым постам.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КОРАБЛЯ - срок, назначаемый старшим начальником для освоения личным составом организации и устройства корабля, эксплуатации технических средств. Является начальным этапом отработки слаженности экипажа, необходимым для успешной отработки задач боевой подготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ - комплекс мероприятий, включающий разработку необходимой документации по связи, а также подготовку и порядок использования сил и средств связи для обеспечения непрерывного управления отдельными соединениями или силами флота (флотилии) в целом.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ - собирательное наименование командования, штабов, управлений, отделов и других постоянных и временно создаваемых органов, предназначенных для руководства войсками (силами) в различных звеньях.

ОРДЕР - определенный порядок построения охраняющих и охраняемых кораблей (судов) и действующих с ними самолетов (вертолетов) при выполнении задач под единым командованием. Создается в целях наиболее эффективной обороны и ведения боевых действий и может быть походным и боевым. Места кораблей (судов) в походных и боевых ордерах и действующих с ними самолетов (вертолетов) определяются с расчетом обеспечения быстрого перестроения из одного ордера в другой.

ОРДЕР БОЕВОЙ - ордер, который строится для ведения боя с учетом морской и воздушной обстановки, замысла предстоящих боевых действий, состава группировки и характера действий противника. Как правило, являются рассредоточенными и включают ударные группы, группы тактической разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы, могут быть ложными, демонстративными и др.

ОРДЕР ПОХОДНЫЙ - ордер, который строится на период перехода кораблей (судов) морем. Построение ордера походного должно обеспечивать эффективное применение оружия, рассредоточение, свободу маневра и быстрое развертывание в боевой ордер.

ОРДИНАР - нуль футштока на водомерных постах, фиксирующий средний многолетний уровень воды в водоемах. Колебания уровня отсчитываются выше и ниже 0 с точностью до 1 см.

ОРДИНАРЕЦ - военнослужащий, состоящий при командире (командующем) или штабе для выполнения их поручений, главным образом для связи и передачи устных или письменных приказаний.

ОРИЕНТИР - хорошо видимый на местности неподвижный предмет (естественный или искусственный) или элемент рельефа, помогающий ориентироваться на местности, определять место корабля при плавании вблизи берегов, направление при движении сил флота в море или стрельбе, а также находить цели (объекты) в море.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ - информация об обстановке, предстоящих боевых задачах, применении новых средств или способов ведения боевых действий и других данных, передаваемая вышестоящим командованием (штабом) с целью правильного уяснения подчиненными обстановками и своевременной подготовки их к выполнению боевой задачи. Может быть стратегическим, оперативным и тактическим.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ - определение своего положения и положения различных объектов на местности или в море относительно сторон горизонта, рельефа и местных предметов. Проводится с помощью компаса или карты, аэрофотосъемки, по местным предметам, Солнцу, Луне, звездам, отличительным глубинам, а также по световым, радио и звуковым сигналам.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НАВИГАЦИОННОЕ - определение и передача на судно информации о его координатах, курсе, скорости, а также передача рекомендаций по безопасности плавания в море, при входе в базу и проходе узкостей.

ОРОШЕНИЯ ПОГРЕБОВ СИСТЕМА - пожаротушения система, предназначенная для тушения пожара в погребах боезапаса. Представляет собой систему трубок под подволоком погреба над стеллажами боеприпасов с отверстиями в нижней части, через которые, в случае необходимости, вода в виде дождя поступает в погреб и понижает температуру в нем или тушит пожар. Запуск в действие осуществляется вручную или автоматически по сигналу датчиков. Питается от водяной противопожарной системы. Сигнализация о включении выведена в пост энергетики и живучести корабля. Включается по приказанию командира корабля.

ОРТОДРОМИЯ - линия кратчайшего расстояния между двумя точками на поверхности земного шара или земного эллипсоида. Название «Ортодромия» принято в навигации и картографии.

ОРУДИЙНАЯ НАВОДКА - наведение орудия при стрельбе на цель с помошью только орудийных прицелов (приборов).

ОРУДИЙНАЯ ПРИСЛУГА - в русской армии и на флоте группа (5-7 человек) военнослужащих, обслуживающая артиллерийское орудие. В современных ВС принят термин «орудийный расчет».

ОРУДИЙНЫЙ РАСЧЕТ - группа матросов (старшин), непосредственно обслуживающих артиллерийскую установку. Орудий расчет возглавляет командир (офицер или старшина). Количество личного состава в орудийном расчете зависит от системы орудия.

ОРУДИЙНЫЙ СТАНОК (ЛАФЕТ) - устройство, на котором устанавливается ствол артиллерийского орудия. Предназначен для придания стволу вертикальных и горизонтальных углов (с помощью механизмов наводки), поглощения энергии отдачи при выстреле (противооткатными устройствами) и перёдачи на основание установки возникающих при этом усилий.

ОРУЖИЕ - устройства и средства, предназначенные для поражения противника в вооруженной борьбе. Обычно состоит из средств поражения и средств их доставки к цели. Более сложное оружие включает также приборы и устройства управления и наведения. По характеру поражающего действия оно подразделяется на оружие массового поражения и обычные средства поражения. Для современного оружия характерным является его ускоренное обновление (циклы замены образцов по сравнению с началом 20 в сократились в 2-3 раза и составляют примерно 10 лет).

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ - оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. Поражающие факторы оружия массового поражения могут, как правило, наносить урон противнику в течение определенного времени после его применения и оказывать сильное морально-психологическое воздействие. К существующим видам оружия массового поражения относятся: химическое оружие, биологическое оружие и ядерное оружие. Научно-технический прогресс позволяет создать оружие массового поражения, основанное на качественно новых принципах (например, инфразвуковое, радиологическое, лучевое, этническое). Кроме того, обычные виды оружия при использовании в них качественно новых элементов (например, боеприпасов объемного взрыва) могут также приобрести свойства оружия массового поражения.

ОСАДА - способ военных действий по овладению крепостью (укрепленным городом) или другим пунктом крепостного типа. Заключалась в окружении крепости войсками, возведении осадных укреплений, установлении блокады с суши и моря, в проведении атак, обычно завершалась штурмом.

ОСАДКА корабля (судна) - расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку в середине длины корпуса (без учета выступающих частей), до поверхности спокойной воды. Зависит от количества грузов на корабле и плотности забортной воды. Кроме того, применяются понятия осадка носом, осадка кормой и средняя осадка (среднеарифметическое значение осадки носом и кормой).

ОСАДКОМЕР - 1) установка для сбора и измерения осадков, выпадающих из облаков (называется также дождемер) 2) Прибор для измерения осадки корабля. Наиболее широко используются осадкометры на основе сообщающихся сосудов.

ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - особый правовой режим, обычно в прифронтовой полосе, при котором сохраняются все меры военного положения, но некоторые из них усиливаются с целью обеспечения максимальной мобилизации сил и средств для обороны, обеспечения порядка и государственной безопасности.

ОСЕЧКА - явление при стрельбе из огнестрельного оружия, когда вследствие неисправности воспламенит средства боеприпаса или стреляющего устройства затвора не происходит выстрел.

ОСКОЛОЧНО-ТРАССИРУЮЩИЙ СНАРЯД - снаряд малокалиберной зенитной артиллерии, предназначенный для поражения осколками воздушных, легких морских и береговых целей. Снабжен трассером, позволяющим следить за направлением полета снаряда.

ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ СНАРЯД - снаряд калибра 76 мм и выше, предназначенный для стрельбы по небронированным морским и береговым целям, а также по живой силе противника.

ОСМОТР КОРАБЛЯ - проверка, проводимая командиром корабля, командирами боевых частей и начальниками служб, состояния оружия и технических средств, корабельных устройств и содержания помещений, условий быта личного состава. Командир корабля может проводить осмотр всего корабля или отдельно по боевым частям. Осмотр корабля начинается по команде «Корабль к осмотру». Сроки и порядок проведения осмотра корабля регламентируются корабельным уставом, наставлениями и инструкциями, существующими в ВМФ (ВМС). Результаты осмотра заносят в соответствующие журналы боевой подготовки и доводят до сведения личного состава.

ОСМОТР КОРПУСА КОРАБЛЯ - проверка проводимая для поддержания корпуса в порядке и исправности. Все обнаруженные неисправности немедленно устраняются. Различают осмотр корпуса корабля ежедневные, еженедельные, ежемесячные и трехмесячные, а также проводимые по специальному приказанию командира корабля (например, после плавания в тяжелых штормовых условиях).

ОСМОТР СУДНА - проверка судовых и навигационных документов, документов членов экипажа и пассажиров, документов на грузы, а в необходимых случаях и судовых помещений.

ОСМОТР ОРУЖИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРАБЛЯ - осуществляется командиром корабля, его прямыми начальниками, а так же лицами, инспектирующими корабль. Результаты осмотра заносятся в журнал боевой подготовки и доводятся до сведения личного состава.

ОСНАСТИТЬ - оборудовать корабль снастями, прикрепить снасти, пропустив их через блоки.

ОСНАСТКА КОРАБЛЯ (СУДНА) - 1) устройства, изделия и приспособления для постановки парусов и управления ими 2) Система снастей парусного судна 3) Крепление такелажа к мачтам и проводка снастей.

ОСНОВНАЯ ОГНЕВАЯ ПОЗИЦИЯ - позиция, предназначенная для выполнения огневых задач, определяемая планом боя.

ОСНОВНОЕ ТОПЛИВО - сорт (вид) топлива, на котором двигатель работает на основных эксплуатационных параметрах.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА корабля (судна) - следы пересечения контуров корпуса и трех взаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через определенные точки корпуса корабля. Такими плоскостями и соответственно точками являются вертикальная плоскость, проходящая через крайние кормовую и носовую точки корпуса (диаметральная плоскость), горизонтальная плоскость, проходящая через носовую и кормовую точки конструктивной (расчетной) ватерлинии (ввиду симметрии корпуса изображают, как правило, только левую половину сечения), поперечно-вертикальную плоскость, проходящая через середину расчетной длины корабля. След пересечения корпуса корабля с этими плоскостями называется соответственно боком, полуширотой и корпусом. Основные линии позволяют определить главные размерения корабля.

ОСНОВНЫЕ ПРИЛИВНЫЕ ПОРТЫ - порты, для которых в таблицах приливов даются вычисленные на год вперед данные о моментах и высотах вод малых и вод полных.

ОСТ - 1) то же, что восток 2) Восточный ветер.

ОСТАВЛЕНИЕ КОРАБЛЯ - действия экипажа при угрозе гибели корабля и невозможности дальнейшей борьбы за его живучесть. В первую очередь эвакуируются больные (при наличии пассажиров женщины и дети, затем военнослужащие, не привлеченные к борьбе за живучесть корабля). Последним покидает корабль его командир. При оставлении корабля спасаются вахтенные и навигационные журналы, другие важные служебные документы, а также ценности.

ОСТАТОЧНАЯ ДЕВИАЦИЯ – небольшая, порядка 1-2°, девиация, не поддающаяся уничтожению.

ОСТАТОЧНАЯ ПЛАВУЧЕСТЬ - вертикально направленная вверх (на всплытие) сила, выталкивающая подводную лодку из подводного положения на поверхность. Является разницей между весом удифферентованной подводной лодки с заполненными цистернами главного балласта и силой выталкивания. По величине составляет доли процента от веса подводной лодки. Для удержания подводной лодки на заданной глубине остаточная плавучесть компенсируется силой, возникающей на горизонтальных рулях подводной лодки на ходу. Зависит от степени заполнения цистерн, регулирующих ее плавучесть, плотности забортной воды в районе плавания и глубины погружения.

ОСТАТОЧНАЯ РАДИАЦИЯ - ионизирующее излучение в районе ядерного взрыва, являющееся следствием выпадения продуктов распада и наведенной радиоактивности. Этот вид радиации назван остаточным в отличие от мгновенной (начальной) проникающей радиации, которой сопровождается ядерный взрыв.

ОСТАТОЧНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - часть сопротивления воды движению корабля (судна), равная разности между величиной полного сопротивления и сопротивления трения. В свою очередь остаточное сопротивление состоит из волнового сопротивления и сопротивления, вызванного отрывом частиц воды от обтекаемой поверхности за счет завихрении потока (эту часть сопротивления часто называют сопротивлением отрыва, водоворотным или вихревым). Зависит от скорости, формы корпуса и наличия неровностей на наружной обшивке корабля. Для корабля типа «крейсер» может достигать нескольких тонн.

ОСТАТОЧНЫЙ РИСК - степень опасности подрыва кораблей на минах в районе, где было произведено траление.

ОСТЕОФОН - антишумовой микрофон, не воспринимающий посторонних шумов.

ОСТОЙЧИВОСТЬ корабля (судна) - способность корабля, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил (волн, ветра и т. д.), вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил. Является одним из важнейших мореходных качеств корабля. Остойчивость зависит от формы корпуса корабля, распределения грузов и полноты заполнения жидким грузом цистерн. В теории корабля различают статическую остойчивость, связанную с действием медленно нарастающих сил (часто называют просто остойчивостью) и динамическую остойчивость. Мерой остойчивости служит метацентрическая высота. Различают продольную и поперечные остойчивость, а также остойчивость, на малых углах наклонения (начальную остойчивость) и остойчивость на больших углах наклонения.

ОСТРАЯ КОРМА - задняя оконечность судна с обводами, плавно сходящимися к ахтерштевню. Острую корму имеют яхты, ледоколы и некоторые другие суда.

ОСТРОВА - участки суши, со всех сторон окруженные водами океанов, морей, озер или рек. В морях и океанах встречаются одиночные острова и группы (архипелаги). По происхождению они делятся на материковые (отделившиеся от материков) и океанические (вулканические и коралловые).

ОСТРОВНЫЕ ДУГИ - подводные горные хребты, вершины которых поднимаются над водой в виде дугообразных архипелагов. Являются частью современной переходной зоны от материка к океану. Характеризуются сейсмической активностью, вулканизмом и значительными вертикальными движениями земной коры.

ОСТРОКИЛЬНОЕ СУДНО - судно с острыми образованиями подводной части в вертикальной плоскости. Имеет, как правило, большую начальную остойчивость по сравнению с плоскодонными судами.

ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - трюмная система для удаления за борт корабля (судна) воды, появление которой связано с повседневной эксплуатацией корабля (скатыванием палуб, протечками в трубопроводах и наружной обшивке, отпотеванием металлических частей корпуса и др). Трюмная вода скапливается в льялах и спускных колодцах, где и устанавливают приемные патрубки. Состав аналогичен составу водоотливной системы. Может иметь сепаратор для отделения от трюмной воды нефтяных остатков.

ОСУШКА ОПТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ - устранение влаги из оптических приборов (дальномеры, визиры) во время их эксплуатации. Производится специальным патроном осушки или при помощи специальной машинки, нагнетающей сухой воздух внутрь оптических приборов (например, перископов).

ОСУШКА - часть берега или отмель, обнажающаяся во время отлива или сгона воды под действием ветра.

ОСУШНАЯ МЕЛЬ - мель, появляющаяся на поверхности воды в виде острова во время отлива в морях с большими приливоотливными явлениями, например в Белом море.

ОСЬ МИРА - воображаемая прямая линия, проходящая через центр небесной сферы параллельно оси вращения Земли. Вокруг нее происходит видимое вращение небесной сферы.

ОТАКЕЛАЖИТЬ - окончательно подготовить мачты, реи, паруса и др., оснастив их необходимым такелажем, блоками и др.

ОТБОЙ - 1) сигнал, подаваемый в установленном распорядком дня час для отхода ко сну личного состава воинской части (корабля). 2) Сигнал (команда) для окончания (прекращения) каких-либо действий военнослужащих (учений, маневров, аврала на корабле и т. п.)

«ОТВАЛИВАЙ» - команда, подающаяся при отходе шлюпки от трапа, пристани и др. На гребных шлюпках по этой команде гребцы, протягиваясь (упираясь руками или крюком отпорным в неподвижную опору), дают ход шлюпке, отталкивают нос, вставляют уключины и разбирают весла.

ОТВАЛИВАТЬ (отвалить) - 1) отходить, отойти катеру (шлюпке) от стенки (пирса) или борта корабля 2) Отваливать выстрел - поставить выстрел перпендикулярно борту корабля, если выстрел был завален к борту.

ОТВЕТНЫЙ ФЛАЖОК - прибитый к короткому древку вымпел. Состоит на снабжении всех гребных шлюпок ВМФ. Употребляется для того чтобы показать, что сигнал, переданный на шлюпку, принят.

ОТВЕСНАЯ ЛИНИЯ - линия, перпендикулярная плоскости горизонта, проходящая через центр небесной сферы и соединяющая точки надир и зенит.

«ОТВОДИТЬ» - команда рулевому, означающая необходимость уменьшить угол, на который было положено перо руля (для снижения угловой скорости поворота корабля). По этой команде рулевой отвечает «Есть отводить» и руль постепенно отводит в диаметральную плоскость корабля, после чего докладывает «Руль прямо».

ОТВОДЫ КОРМОВЫЕ - стальные фермы, укрепленные горизонтально с наружной стороны корпуса корабля по бортам над водой в местах расположения гребных винтов. Устанавливаются на кораблях, у которых гребные винты выступают за габариты очертаний корпуса в целях предохранения винтов от повреждений при швартовке.

ОТДАНИЕ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ - один из воинских ритуалов, воинское приветствие, оказание уважения.

ОТДАНИЕ ЧЕСТИ ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛАГУ - один из видов воинских ритуалов, воинское приветствие. Производится в период от подъема до спуска флага всеми военнослужащими при входе (сходе) на корабль (с корабля). При входе на верхнюю палубу или на верхнюю площадку трапа отдающий честь поворачивает голову в сторону флага и прикладывает руку к головному убору. При сходе с корабля отдание чести военно-морскому флагу аналогично отданию чести при входе на корабль. При подъеме и спуске флага честь отдается по команде «Флаг (и гюйс) поднять (спустить)». По этой команде личный состав поворачивает голову в сторону флага, а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы, кроме того, прикладывают руку к головному убору. Матросы и старшины, находящиеся вблизи кораблей на стенках, пирсах и причалах, приостанавливают работы и становятся в положение «смирно» лицом к кораблю, а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы, кроме того, в момент подъема (спуска) флага прикладывают руку к головному убору. На шлюпках, находящихся вблизи кораблей в момент подъема (спуска) флага на них, если позволяет обстановка, по команде старшины шлюпки гребцы сушат весла, старшина шлюпки, а также находящиеся на ней офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы прикладывают руку к головному убору, не вставая с банок.

ОТДАНИЕ ЧЕСТИ НА КОРАБЛЕ - один из воинских ритуалов, воинское приветствие. Производится согласно Корабельному уставу ВМФ. При встрече начальника военнослужащие отдают ему честь по команде «Смирно» старшего из присутствующих или первого увидевшего прибывшего командира (начальника). По этой команде все присутствующие поворачиваются в сторону прибывшего начальника и принимают положение «смирно», а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы при надетом головном уборе, кроме того, прикладывают к нему руку и остаются в таком положении до команды «Вольно». Старший из присутствующих подходит к прибывшему с рапортом. Команда «Смирно» подается при каждом посещении помещения командиром (начальником), а рапорт отдается лишь при первом посещении в данный день.

ОТДАТЬ СНАСТЬ - свернуть снасть с кнехтов (утки, нагеля), на которые она была навернута, или выпустить снасть, если ее держали в руках Отдать швартовы освободить швартовы с берега или с другого корабля.

«ОТДАТЬ ЯКОРЬ» - команда, подаваемая при постановке корабля на якорь

ОТДАЧА в огнестрельном оружии - действие силы давления пороховых газов на дно канала ствола огнестрельного оружия (пистолета, винтовки, автомата, пулемета, артиллерийского орудия). В зависимости от вида и конструкции оружия отдача вызывает откат орудия или его частей (ствола, затвора), подпрыгивание орудия, значительные напряжения в станке или лафете орудия, толчок в плечо или руку стрелка. Последствия отдачи уменьшают дульными тормозами, противооткатными устройствами, амортизаторами и т. п. В автоматическом оружии отдача часто используется для перезаряжания.

ОТДЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ - плавание корабля, при котором он не входит в какое-либо соединение кораблей, а подчиняется непосредственно высшему начальнику, например, командующему флотом. Не следует смешивать с плаванием одиночного корабля при временном отрыве от соединения. В отдельном плавании командир корабля пользуется правами на ступень выше.

«ОТДРАИТЬ (ЗАДРАИТЬ) ПЕРЕБОРКИ» - команда, подаваемая командиром подводной лодки (вахтенным офицером) для открытия (закрытия) проходов через водонепроницаемые переборки. По этой же команде выполняется открытие (закрытие) клинкетов вентиляции и ряда бытовых систем.

ОТКРЫТАЯ ВОДА - свободный ото льда участок, соприкасающийся с пространством, покрытым льдом.

ОТКРЫТОЕ МОРЕ - в морском международном праве - часть Мирового океана, расположенная за пределами территориальных вод какого-либо государства и находящаяся в общем и равном пользовании всех государств.

ОТКРЫТЫЙ ПОРТ - порт, в который допускается заход всех иностранных торговых судов. Каждое государство объявляет перечень открытых портов в «Извещениях мореплавателям». Заходы военных кораблей в порты иностранных государств осуществляются с разрешения правительства данного государства, получаемого по дипломатическим каналам. Открытые порты в правовом отношении противопоставляются закрытым портам.

ОТКРЫТЫЙ РЕЙД - незащищенный или плохо защищенный от ветра и волнения рейд открытый рейд служит для стоянки судов (кораблей) и лишь в крайнем случае для грузовых операций.

«ОТКРЫТЬ ОГОНЬ» - 1) команда, обязывающая начать стрельбу из огнестрельного оружия 2) Команда, исходящая от флагмана командиру корабля, от командира корабля командиру боевой части или управляющему огнем, обязывающая командира боевой части (управляющего огнем) открыть стрельбу по противнику.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ГЛУБИНА - место в море (океане), глубина которого резко отличается от окружающих глубин в большую или меньшую сторону, но не представляет опасности для судоходства. В случае, если отличительные глубины отмечены на карте, по ним можно опознать место в море (океане).

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СУДОВЫЕ ОГНИ (бортовые огни) - огни, зажигаемые на обоих бортах корабля или судна (зеленый на правом, красный на левом) от захода до восхода солнца и в плохую видимость. Должны быть видны прямо по носу и сбоку, для чего они имеют угол освещения, равный десяти румбам, т. е. 112,5°, а дальность видимости не менее 2 миль (3,7 км). Несутся с целью определения борта встречного корабля для безопасного плавания.

ОТМАШКА - средство сигнализации, применяемое при расхождении и обгонах судов и плотов на реках, каналах, а также при проходе мимо работающих дноуглубительных снарядов. Подается с капитанского мостика (с левого или правого борта, в зависимости от борта расхождения) в дневное время путем махания флагом, а в ночное время миганием белого огня, установленного в фонаре-отмашке на капитанском мостике. На современных пассажирских судах установлены яркие импульсные лампы, которыми пользуются для отмашки днем и ночью.

ОТМЕЛЬ - полого углубляющееся под водой продолжение берега или соприкасающаяся с берегом мель, глубины над которой постепенно увеличиваются от берега в море.

ОТМЕТКИ АБСОЛЮТНЫЕ - отметки на картах, указывающие высоты точек местности над уровнем моря.

ОТМЕТЧИКИ - специально назначенные лица, отмечающие количество попаданий при проведении практических стрельб по щиту.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ воздуха - отношение упругости водяного пара, т. е. парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного пара при той же температуре. Выражается в процентах, измеряется психрометрами и гигрометрами. Комфортная относительная влажность - 40-60 %.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ КОРАБЛЯ - скорость корабля относительно движущегося объекта. Испольэустся при решении задач боевого маневрирования кораблей на маневренном планшете и в других случаях.

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КОРАБЛЯ - перемещение корабля по отношению к какому-либо подвижному или неподвижному объекту. Термин «Относительное движение корабля» наиболее часто применяется при расчетах маневрирования кораблей.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ВЕТЕР - движение воздуха по отношению к движущемуся объекту (кораблю, самолету).

ОТОПИТЬ РЕЙ - повернуть рей топенантами так, чтобы один из его ноков стал выше другого. Реи отопливают в следующих случаях а) судно стоит в реке или узком канале и может мешать своими реями движению других судов, б) суда стоят близко друг от друга, в) в знак траура.

ОТОПЛЕНИЯ СИСТЕМА - служит для обогрева жилых и служебных помещений в холодное время года. Различают отопления систему воздушного (теплый воздух подается в помещение), парового, водяного и электрического отопления.

ОТПОТЕВАНИЕ - конденсация влаги воздуха на поверхностях, имеющих температуру ниже температуры насыщения паров. Возникает, как правило, на теплоизолированных поверхностях, соприкасающихся с холодной окружающей средой (водой, воздухом). Вызывает постепенное разрушение защитных лакокрасочных покрытий, способствует развитию коррозии. Методом борьбы с отпотеванием является тепловая изоляция переборок, вентиляиия помещений, осушение (кондиционирование) поступающего в них воздуха. Отпотевание на линзах перископов, дальномеров, биноклей (в случае нарушения герметичности их корпусов) затрудняет наблюдение за окружающей обстановкой.

ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА - ядовитые (токсичные) химические вещества и соединения, составляют основу химического оружия. Проникают в организм через дыхательные органы, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт и кровяной поток при ранениях зараженными осколками или специальными поражающими элементами химических боеприпасов. Критерии боевой эффективности отравляющих веществ: величина поражающей токсической дозы, быстродействие, стойкость (время сохранения поражающего действия). По характеру поражающего действия делятся на отравляющие вещества нервно-паралитические, общеядовитого, удушающего, кожно-нарывного, раздражающего, психогенного и нейротропного действия. Разновидностью отравляющих веществ являются бинарные боеприпасы, снаряжаемые раздельно двумя не токсичными компонентами, которые образуют боевое отравляющее вещество при смешивании в процессе применения (при взрыве снаряда и др).

ОТРАЖАТЕЛЬ - устройство (преграда), изменяющее направление и интенсивность потока какой-либо энергии. По виду энергии, поток которой необходимо отразить, различают оптический, акустический (гидроакустический), тепловые, электромагнитные (радиолокационные ) и отражатели, применяемые в ядерной технике. Используются в качестве средств радиолокационной и гидроакустической маскировки в военном деле. В этом случае могут представлять собой либо конструкции, выставляемые в районе расположения главной цели и создающие на экране средства обнаружения видимость нескольких целей, либо взвесь из металлической стружки в воздухе или воздушных пузырьков в водной среде, между целью и средством обнаружения. В технике отражатели применяются для предотвращения рассеивания шума, тепла, потока нейтронов и т. д. Изготовляются в виде различных экранирующих поверхностей, кожухов и др.

ОТРАЖАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ЦЕЛИ - свойство цели (объекта) отражать (рассеивать) энергию электромагнитных волн. Количественно отражающая способность цели характеризуется величиной эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). Для снижения ЭПР на поверхность объектов наносятся специальные покрытия поглощающие энергию волн.

«ОТРЕПЕТОВАТЬ СИГНАЛ» - команда, по которой поданный перед этим сигнал должен быть повторен вслед за поднявшим его кораблем или постом. Репетование организуется для большей надежности приема сигналов отдельными кораблями (постами), особенно в условиях плохой видимости.

ОТРЫВНОЙ КИЛЬ - тяжелый твердый груз, расположенный в киле подводной лодки, который можно было быстро отдать из прочного корпуса специальным приводом. Применялся для быстрого всплытия подводной лодки на поверхность.

ОТРЯД ВЫСАДКИ МОРСКОГО ДЕСАНТА – временное формирование, включающее боевые и десантные корабли, транспорты и десантно-высадочные средства, выделенные для проведения высадки морского десанта и непосредственно ведущие бой за высадку. В современных условиях вместо термина «Отряд высадки» применяется термин «Силы высадки».

ОТРЯД ЗАГРАЖДЕНИЯ - временное формирование из нескольких кораблей специальной постройки или кораблей (катеров), приспособленных для постановки минных, сетевых и других заграждений в море и на подходах к базам.

ОТРЯД КОРАБЛЕЙ - временное формирование из нескольких кораблей, создаваемое для выполнения боевой или специальной задачи (отряд высадки, отряд заграждения, отряды огневой поддержки дозоров, десанта, фланга армии и т. п.), а также для снабжения боевых кораблей в море и др. Элемент боевого порядка (оперативного построения).

ОТРЯД КОРАБЛЕЙ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ - временное формирование из кораблей преимущественно с артиллерийским и ракетным вооружением, предназначенное для обеспечения высадки морского десанта или поддержки сухопутных войск, действующих на приморском направлении. На переходе морем отряд кораблей огневой поддержки следует в составе походного порядка первого эшелона десанта или самостоятельно.

«ОТСАЛЮТОВАТЬ ФЛАГОМ» - команда, подаваемая вахтенным офицером при встрече корабля Военно-Морского Флота России с транспортными судами России и невоенными судами иностранных государств, если указанные суда отдают честь военному кораблю приспусканием кормового флага т. е. салютуют флагом. Корабли ВМФ отвечают им однократным приспусканием Военно-морского флага на одну треть длины флагштока (фала). При салютовании флаг медленно приспускается и медленно поднимается.

ОТСЕК - часть объема корпуса корабля между соседними поперечными и продольными водонепроницаемыми переборками.

ОТСТАВКА - полное освобождение лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов от несения военной службы по возрасту или состоянию здоровья, один из видов увольнения с действительной военной службы.

ОТСТОЙ КОРАБЛЕЙ (СУДОВ) - стоянка в порту, бухте или на рейде до наступления благоприятных условий для выхода в море.

ОТСТОЯНИЕ ТРАЛА - расстояние от кормы тральщика до наиболее удаленной части буксируемого трала.

ОТТЯЖКА - трос, закрепленный на грузе, подвешенном на подъемной стреле, кране. Служит для перемещения груза в горизонтальной плоскости при его подъеме (спуске).

ОТХОД - действия корабельных сил после выполнения боевой задачи; преднамеренный или вынужденный выход из боя для отрыва от превосходящих сил противника, развертывания в другом районе театра военных действий для решения новой задачи, восстановления боеспособности и др. Отход кораблей совершается с принятием мер боевого (оперативного) обеспечения и производится по плану или по сигналу флагмана.

ОТШЕСТВИЕ - расстояние между меридианами пунктов отшествия и пунктов пришествия, считаемое по средней параллели и выраженное в морских милях.

ОХВАТ - маневр силами для выхода во фланг (на фланги) или в тыл боевого порядка корабельных группировок противника. Применяется во встречном бою, при преследовании отходящих сил противника, отражении его контратак (контрударов) и в других случаях.

ОХЛАЖДЕНИЕ СТВОЛА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ - осуществляется при помощи специальных устройств и приспособлений. Охлаждение ствола огнестрельного оружия может быть воздушное и водяное. Проводится для увеличения живучести стволов скорострельных орудий (пулеметов, автоматов).

ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ - боевой корабль для поиска и уничтожения подводных лодок, охранения транспортных судов и кораблей, несения дозорной службы. Имели водоизмещение от 20 до 600 т, простейшие гидроакустические средства, бомбометы, глубинные бомбы и артиллерийские установки для самообороны, скорость до 30 узлов (55,6 км/ч). Появились в 1-ю мировую войну, широко применялись во 2-й мировой войне. Охотники малого водоизмещения назывались малыми охотниками. Развитие охотников за подводными лодками привело к появлению противолодочных кораблей.

ОХРАНА ВОДНОГО РАЙОНА - комплекс мероприятий, ведущихся в прилегающих к пунктам базирования своего флота районах, с целью предотвратить внезапное нападение противника и поддерживать в них условия для безопасного плавания и стоянки кораблей. Включает наблюдение, оповещение сил флота о противнике, уничтожение сил противника, обеспечение развертывания и возвращения в базы подводных лодок и надводных кораблей, траление фарватеров и др. Возлагается на соединения и части военно-морской базы в пределах их операционных зон.

ОХРАНА РЕЙДОВ - комплекс мероприятий и действий, проводимых с целью обеспечить безопасность стоянки и плавания кораблей (судов) на рейдах и в гаванях военно-морской базы. Включает посты наблюдения и брандвахты, части береговых ракетно-артиллерийских войск и специально выделенные боевые средства для отражения противника, прорвавшегося на рейды. Задачей охраны рейдов является наблюдение за состоянием боновых заграждений, а также за строгим выполнением правил движения по рейду. Организационно входит в состав охраны водного района.

ОХРАНЕНИЕ КОРАБЛЕЙ - один из видов обеспечения соединений, отрядов и отдельных кораблей. Охранение кораблей имеет задачей своевременное обнаружение сил противника (надводных, подводных и воздушных), оповещение своих сил и отражение вражеских атак. Может быть боевым, походным и при стоянке кораблей на якоре.

ОХРАНЕНИЕ КОРАБЕЛЬНЫХ СИЛ ФЛОТА - комплекс боевых действий и мероприятий в системе всех (видов обороны и защиты, направленных на недопущение внезапного нападения авиации, подводных лодок и надводных , кораблей противника, обеспечение своим корабельным силам необходимого времени и благоприятных условий для построения в боевой порядок. Организуется при нахождении соединений кораблей в базе, на переходе морем и в бою. Состоит из ближнего и дальнего охранения, осуществляется выделенными силами в составе авиационных и корабельных групп тактической разведки в назначенных зонах обороны. Ближнее охранение организуется с целью уничтожения самолетов, подводных лодок и надводных кораблей на дальности возможного применения ими оружия. Дальнее охранение предусматривает обнаружение противника, оповещение о его силах и их уничтожение до возможного использования ими оружия.

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ - изучение и анализ факторов и условий, влияющих на выполнение задачи и достижение цели операции (боя). Проводится старшими начальниками и заключается в последовательном изучении и анализе имеющихся данных о всех элементах обстановки противнике, своих силах, районе боевых действий и др.

ОЧИСТКА ВОДЫ - один из этапов водоподготовки питательной воды для ее применения в паровых котлах энергетической установки корабля. Цель очистки воды - снизить содержание двууглекислых солей, часть из которых выпадает в осадок при нагреве.

ОЧИСТКА ВОЗДУХА - удаление из воздуха пыли, газов и других вредных примесей. Применяется на различных военных объектах (боевых и транспортных машинах, летательных аппаратах, кораблях и т. д.). Осуществляется с помощью вентиляторов, фильтров и других устройств, входящих в систему кондиционирования воздуха.

ОШВАРТОВАТЬ КОРАБЛЬ (СУДНО) - закрепить корабль на швартовах у причальной стенки или у другого корабля.

ОШИБКА СТРЕЛЬБЫ - отклонение точки падения (разрыва) снаряда, пули и др. или центра группирования точек падения (разрывов) от точки прицеливания (цели). Является следствием ошибок подготовки стрельбы и прицеливания, рассеивания и др.

ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИИ - отклонения величин, полученных в ходе измерений, от истинных значений, проистекающие от несовершенства органов чувств наблюдателя и от влияния условий обстановки наблюдений (случайные ошибки наблюдения) или вследствие причин, влияние которых может быть устранено вводом поправок или особыми приемами самих наблюдений (постоянные ошибки наблюдения). В настоящее время наряду с термином «ошибка» распространен термин «погрешность».

ОШКАТОРИВАНИЕ - пришивание шкаторины к парусу.




 
Фото Броненосцев:
"Императрица Мария"
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ
"Полтава"
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ ПОЛТАВА
Морской словарь:
Р РАЗГАР АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СТВОЛА - разрушение поверхности канала ствола под действием пороховых газов. Приводит к падению начальной скорости снарядов, к повышению их рассеивания (понижению кучности стрельбы).
Другие термины на "Р"...
Статьи:
Бой у Корсаковского поста и гибель крейсера "Новик".
Суббота, 7 августа 1904 года... В 6 ч "Новик" бросил якорь на рейде Корсаковского поста. Появление на горизонте военного судна поначалу вызвало там панику, но, когда разглядели Андреевский флаг, чуть ли не все население собралось у пристани. Едва причалил баркас с "Новика", как местный оркестр грянул марш. Конечно, в поселке никто не ожидал русского крейсера, о котором в течение восьми дней после выхода его из Циндао "в неизвестном направлении" в России не было никаких известий. далее...
 

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru