Славным Русским броненосцам посвящается!

Русские Броненосцы
Иностранной постройки:
 
Друзья:
Книги:
Кнопки:



Благодарности:
Огромное спасибо за помощь в создании сайта:
Антюфееву Андрею и Мелконяну Алексею

Морской словарь:
В

ВАГА - металлический брус значительной длины или деревянное крепкое бревно, которым как рычагом поднимают тяжести на небольшую высоту, например, при подъеме на подставки вытащенного на берег небольшого судна.

ВАЛ - большая волна. «Девятый вал», по поверью, больше и опаснее других (на самом деле не существует).

ВАЛЕК ВЕСЛА - утолщенная (шести- или восьмигранной формы) часть валькового весла около рукоятки.

ВАЛКОСТЬ корабля (судна) - отрицательное свойство корабля под воздействием незначительных внешних сил (слабого ветра, волн) крениться на большие углы и медленно возвращаться в положение равновесия. Валкость присуща кораблям с малой остойчивостью и является недостатком судна. Она снижает работоспособность экипажа, затрудняет применение оружия и обслуживание действующих механизмов. Для уменьшения валкости на судно принимают балласт.

ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ судна - объем всех закрытых помещений судна под верхней палубой, в надстройках и рубках, выраженный в рееистровых тоннах. Валовая вместимость не входит объем отсеков двойного дна, используемых только для водяного балласта, а также некоторых служебных помещений на верхней палубе и выше (камбуз, санузел и т. п.). От значения валовой вместимости зависят сборы и пошлины с судов за проход каналов, услуги лоцмана и т. д. Служит также для статистического учета флота.

ВАЛОГЕНЕРАТОР судовой - генератор электрического тока, вращение которого осуществляется от судового валопровода или главного двигателя, обеспечивающего ход судна.

ВАЛОПРОВОД судовой - конструктивный комплекс, обеспечивающий передачу крутящего момента от корабля двигателя гребному винту. Валопровод состоит из системы валов, соединенных болтами на фланцах. Включает в общем случае гребной вал, промежуточный вал и упорный вал (диаметр до – 400 мм), подшипники, дейдвудное устройство, а также уплотнительные, тормозное и токосъемное (для отвода статического электричества с вращающихся элементов) устройства, торсионный вал и другие устройства.

ВАНТИНА - ванты у шлюпок, швертботов и яхт.

ВАНТ-ТРОС - специальный трос, служащий для изготовления вант.

ВАНТЫ - стоячий такелаж, раскрепляющий к бортам мачты и стеньги. Ванты парусников делаются из пенькового или стального троса. Ванты принимают название тех частей рангоута, которые они поддерживают (например, ванты фок-мачты называются фок-ванты, ванты грот-стеньги – грот-стень-ванты).

ВАР - твердая часть смолы хвойных деревьев, остающаяся после отгона летучих, богатых скипидаром частей. Применяется для просмолки деревянных судов.

ВАТЕР-БАКШТАГИ - цепные или тросовые боковые оттяжки (стоячий такелаж) бушприта.

ВАТЕРВЕЙС (ватервельс) - 1) брусья деревянного настила палубы, прилегающие к борту по всей длине корабля. 2) углубление в палубном покрытии для стока воды, идущее вдоль борта.

ВАТЕР-ВУЛИНГ - тросовая или цепная деталь крепления бушприта к форштевню.

ВАТЕРЛИНИЯ - след пересечения плоскости спокойной водной поверхности с корпусом судна. Положение ватерлинии на корпусе зависит от загрузки судна. Изменяется при плавании по мере расходования боеприпасов, топлива, воды, масла и др., а также при изменении плотности воды (например, при переходе из водоема с пресной водой в море), обледенении судна и т. д.

ВАТЕР-ШТАГИ - цепные или тросовые оттяжки (стоячий такелаж) бушприта, удерживающие его снизу, не давая выгибаться кверху.

ВАХТА - особый вид дежурства на кораблях (судах), требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту с целью обеспечить управление кораблем и его механизмами, наблюдение за обстановкой, применение оружия при внезапном нападении противника и поддержание порядка на корабле. Делится на корабельную, специальную (в боевых частях и службах), ходовую и якорную. Корабельной вахтой руководит вахтенный офицер. Смена, несущей вахты, называется вахтенной, сменившаяся с вахты - подвахтенной. 2) Промежуток времени (обычно 4 ч), в течение которого одна смена вахты на корабле несет дежурство. 3) Состав очередной смены наряда.

ВАХТЕННЫЙ - лицо, несущее вахту.

ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ - официальный документ на корабле для записи в хронологической последовательности всех основных событий, связанных с жизнью, повседневной и боевой деятельностью корабля с момента вступления в строй и до исключения из состава флота Ведется вахтенным офицером, а при стоянке на швартовых - дежурным по кораблю.

ВАХТЕННЫЙ НА КОНЦАХ - матрос, наблюдающий за порядком на палубе корабля (судна) и за его бортом, подает концы на катера и шлюпки и принимает швартовы, устанавливает кранцы и т. п.

ВАХТЕННЫЙ НА ШЛЮПКАХ - матрос, наблюдающий за шлюпками, стоящими под выстрелом или на бакштове.

ВАХТЕННЫЙ ОФИЦЕР - офицер, возглавляющий вахтенную службу на корабле. Отвечает за поддержание боевой готовности корабля, его внешнюю безопасность, соблюдение назначенного курса и скорости. Руководит применением оружия корабля при внезапном нападении противника. На ходу подчинен командиру корабля (старшему помощнику), при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) - старшему помощнику и дежурному по кораблю.

ВАХТЕННЫЙ СТАРШИНА - лицо старшинского состава на корабле 2 ранга, возглавляющее вахтенную службу на верхней палубе в период стоянки.

ВВОДНАЯ - данные об обстановке, задаваемые исполнителю в ходе учения (занятия) для проверки правильности его действий.

ВЕДУЩИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СТВОРЫ - парные береговые (иногда плавучие) знаки, устанавливаемые один за другим. Служат для указания фарватера между подводными и надводными опасностями на подходах к портам, местам якорной стоянки, в шхерах и т. п.

ВЕДУЩИЙ КАБЕЛЬ - высокочастотный электрический кабель, проложенный по дну фарватера, для автоматической проводки корабля в гавань. Ведущий кабель излучает сигналы, которые воспринимаются приемником на корабле и, воздействуя на руль через специальное устройство, удерживают корабль над кабелем. Применяется, когда снято ограждение, при засекречивании курсов прохода. Может также прокладываться по обеим сторонам фарватера.

ВЕДУЩИЙ ПОЯСОК артиллерийского снаряда - поясок из красной меди или сплава меди с никелем, выступающий над поверхностью корпуса снаряда. При выстреле ведущий поясок врезается в нарезы канала ствола и сообщает снаряду вращательное движение. Обеспечивает также обтюрацию канала ствола при выстреле со стороны дульной части.

ВЕДУЩИЙ ТРАЛЬЩИК - тральщик, по которому равняются остальные корабли тральной группы, следующие в одном строю при тралении (поиске) мин. На ведущем тральщике находится командир тральной группы, который координирует противоминные действия всех ее кораблей

ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ ПЕЛЕНГА - значение изменения пеленга на цель за 1 минуту, выраженное в градусах. При изменении пеленга по часовой стрелке величина изменения пеленга считается положительной, а против – отрицательной. Используется при боевом маневрировании и боевой прокладке на маневренном планшете.

ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЯ РАССТОЯНИЯ - изменение линейного расстояния до цели за 1 минуту, выраженное в кабельтовых. При увеличении расстояния величина изменения расстояния считается положительной, а при уменьшении – отрицательной. Используется при боевом маневрированни и ведении боевой прокладки на маневренном планшете.

ВЕЛЬБОТ - быстроходная 4-8 весельная шлюпка, имеющая одинаково острые образования носа и кормы и полные обводы корпуса По роду привода - гребно-парусные, гребно-парусно-моторные. Могут также иметь ручной привод на гребной винт (приводится во вращение с помощью специальных качалок)

ВЕЛЬПСЫ (вельпы) - продольные выступы, ребра на барабане шпиля, препятствующие скольжению (проворачиванию) тросов, обнесенных на барабан, при выбирании.

ВЕНТИЛЯЦИЯ КОРАБЕЛЬНАЯ - комплекс устройств и агрегатов (вентиляторы, трубопроводы, фильтры, теплообменные аппараты, приборы управления) для обмена, а также распределения и поддержания заданных параметров воздуха в помещениях. По принципу действия делится на естественную и искусственную, по назначению - на обиходную, боевую, боевую с охлаждением, погребную и противохимическую. Вентиляция корабельная бывает вытяжная и вдувная.

ВЕРЕТЕНО ВЕСЛА - часть весла круглого сечения между вальком весла и лопастью.

ВЕРНЬЕР (верниер) - приспособление для точного отсчета значения какой-либо величины по прямой или круговой шкале.

ВЕРОЯТНОЕ КРУГОВОЕ ОТКЛОНЕНИЕ РАКЕТЫ - отклонение, определяемое радиусом круга, содержащего 50% попаданий.

ВЕРОЯТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ - срединное отклонение (срединная ошибка), служащее мерой рассеивания снарядов (бомб, ракет, пуль) относительно точки, около которой с наибольшей вероятностью можно ожидать попадания снарядов. Эта точка обычно совпадает с центром эллипса рассеяния и носит название средней точки падения. Вероятное отклонение представляет собой такое абсолютное по значению отклонение, относительно которого вероятность получения как больших, так и меньших по абсолютному значению отклонений равна половине. В зависимости от направлений, по которым измеряется рассеивание, различают вероятное отклонение по дальности (Вд), высоте (Вв) и боковому направлению (Вб). В практике пределы рассеивания снарядов обычно принимают +- 4 вероятному отклонению от центра рассеивания по каждому направлению. Вероятность получения отклонений больших чем 4 мала.

ВЕРОЯТНОСТЬ ПОПАДАНИЯ - определяется как отношение числа попаданий в цель к общему числу сделанных по цели выстрелов. Выражается простой или десятичной дробью (или в процентах) и изменяется от 0 до 1 (от 0 до 100%).

ВЕРОЯТНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ - численная величина, характеризующая возможность поражения объекта (цели) при данных условиях стрельбы, бомбометания и т. п. Выражается простой или десятичной дробью (или в процентах) и изменяется от 0 до1 (от 0 до 100%). Определяется расчетным путем, зависит от характеристик боевого средства и цели. При вероятности, равной нулю, поражение невозможно; при вероятности, равной единице (100%), поражение неизбежно.

ВЕРП - вспомогательный якорь для снятия корабля с мели, перетягивания на другое место и постановки на шпринг. Верп завозят на шлюпке, сбрасывают и подтягивают шпилем к нему корабль. Масса верпя равна 0,3 массы станового якоря.

ВЕРТИКАЛ - большой круг небесной сферы, получаемый от пересечения ее плоскостью, проходящей через зенит и надир наблюдателя. Вертикал, проходящий через точки востока и запада, называется первым вертикалом.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАВЕСА МИН – вид минного заграждения против подводных лодок, идущих в подводном положении. В вертикальном завесе мины ставятся на различной глубине для перекрытия возможно большей толщи воды.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ НАВОДКА - придание артиллерийскому стволу нужного угла возвышения для достижения требуемой дальности стрельбы.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ - отрыв летательного аппарата тяжелее воздуха от поверхности (например, палубы корабля) без предварительного разбега. Осуществляют вертолеты и самолеты вертикального взлета; подъемная сила создается несущим винтом либо специальным реактивным двигателем.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КИЛЬ судна - киль судна в виде усиленной балки (вертикального днищевого стрингера), проходящей в диаметральной плоскости судна по всей его длине или части длины. Обеспечивает продольную прочность судна.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МИННЫЙ ИНТЕРВАЛ - расстояние в метрах по вертикали между минами двух соседних вертикальных завес, установленных на разной глубине в противолодочных минных заграждениях.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ РУЛЬ судовой - устройство для удержания судна на курсе, а также для поворота на ходу, обычно пластина (перо руля), поворачивающаяся вокруг вертикальной оси (баллера) в кормовой части судна.

ВЕРТЛЮГ - приспособление для соединения двух частей якорной цепи, позволяющей одной из них вращаться вокруг своей оси; приспособление у талей, гаков, кранов и др. Применяется для предупреждения закручивания.

ВЕРТОЛЕТ - летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и поступательное движение обеспечиваются одним или несколькими несущими винтами (иногда в сочетании с небольшим крылом), вращающимися почти в горизонтальной плоскости. Военные вертолеты делятся на боевые (огневой поддержки войск, противолодочные, транспортно-десантные), боевого обеспечения (разведывательные, связные, корректирования артиллерийского огня, постановщики минных заграждений, тральщики, заправщики и др.) и вспомогательные назначения (вертолетные краны, санитарные, учебные, учебно-тренировочные и другие). Создание вертолета стало возможным лишь после изобретения Б. Н. Юрьевым в 1911 т. н. автомата перекоса, который дает возможность несущему винту периодически изменять наклон лопастей и тем самым создавать горизонтальную составляющую тяги.

ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ - боевой корабль, предназначенный для перевозок и высадки (с помощью транспортно-десантных вертолетов) передового отряда морского десанта или для поиска и уничтожения подводных лодок (с помощью противолодочных вертолетов). Вертолетоносцы подразделяются на десантные и противолодочные. Вертолеты на вертолетоносце размещаются в ангарах под взлетной палубой, на которую подаются лифтами.

ВЕРТУШЕЧНЫЙ ЛАГ - относительный лаг, определяющий скорость судна в зависимости от частоты вращения специальной вертушки в воде. Вертушка может буксироваться на лаглине или выстреливаться под днище судна. Скорость вращения вертушки передается на указатель механическим или электрическим способом.

ВЕРФЬ судостроительная - промышленное предприятие, осуществляющее строительство корпусов судов с насыщением их комплектующими изделиями, механизмами, устройствами, поставляемыми в готовом виде с заводов-изготовителей. Отличается от судостроительного завода меньшей технической оснащенностью. Некоторые верфи могут лишь собирать суда из поставляемых готовых корпусных конструкций (секций).

ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ - высший руководитель ВС государства, коалиции государств или на определенном театре военном действий. Назначается обычно на военное время. Впервые должность верховного главнокомандующего введена в России в июле 1914, в иностранных армиях в конце 1-й мировой войны.

ВЕС ЗАЛПА - суммарная масса снарядов артиллерийского вооружения корабля, выпускаемых из всех орудий при одном залпе. Использовался в качестве комплексного показателя боевой мощи корабля.

ВЕСЛО - движитель гребного судна. Включает лопасть, веретено и рукоятку. Различают весла вальковые, парные и распашные.

ВЕСТ - 1) то же, что запад. 2) Западный ветер

ВЕСТОВОЙ - матрос, обслуживающий офицеров (мичманов и старшин сверхсрочной службы) в кают-компании.

ВЕТЕР - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распредёлением атмосферного давления, обусловленного неравенством температур в атмосфере. Характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч или баллах по шкале Бофорта, направление - в градусах или румбах. Полное безветрие называется штилем, резкое кратковрем усиление ветра до 20 м/с - шквалом, а ветер, скорость которого превышает 30 м/с,- ураганом.

ВЕТЕР баллистический - расчетная (условная) величина, которая вызывает такое же отклонение снаряда относительно табличной траектории, как фактический ветер, изменяющийся с высотой. Баллистический ветер принимается постоянным по направлению и скорости для данной высоты (слоя) атмосферы (высоты траектории).

ВЕТРОЧЕТ - прибор для графического определения на ходу корабля истинной скорости и направления ветра. Предложен Севастопольской морской обсерваторией (СМО).

ВЕХА - плавучий предостерегательный навигационный знак для ограждения надводных и подводных опасностей и указания фарватеров. Имеет вид шеста с фигурой или без нее; устанавливается на поплавке, закрепленном на мертвом якоре. По форме и окраске вехи подразделяются на северные, восточные, южные, западные и другие.

ВЕЧЕРНЯЯ ПОВЕРКА - сбор личного состава корабля для проверки наличия старшин и матросов на корабле. Проводится в отведенное распорядком дня время под руководством дежурного по кораблю при участии командиров подразделений. Для сбора на вечернюю поверку подается сигнал «Малый сбор». О результатах вечерней поверке дежурный по кораблю докладывает командиру корабля и дежурному по соединению.

ВЕЩЕВОЕ ИМУЩЕСТВО - определенная номенклатура материальных средств, поступающих на обеспечение личного состава ВС по линии вещевой службы. По предназначению вещевое имущество делится на имущество личного пользования (обмундирование) и инвентарное (постельные принадлежности, предметы хозяйств. обихода, спецодежда и др.).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - действия, согласованные по задачам (объектам), направлениям, рубежам (районам) и времени между частями различных видов ВС (родов войск, сил флота, специальных войск) в интересах достижения общей цели боя, операции. Один из принципов военного искусства. В зависимости от целей и размаха боевых действий различают взаимодействие тактическое, оперативное и стратегическое.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ (воен.) - 1) способность военнослужащего одной специальности заменить другого по смежной специальности в боевом расчете. 2) Свойство данного вида (типа) оружия и военной техники, позволяющее производить в них замену аналогичных узлов и деталей без переделки и изменения принципа работы.

ВЗБРОСЫ - всплески воды, наблюдаемые при набегании волны на крутой берег.

ВЗМОРЬЕ - прибрежная зона моря, а также название части морского побережья.

ВЗРЫВ - процесс быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме. Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду. Взрыв в твердой среде сопровождается ее разрушением и дроблением, а также образованием взрывной волны.

ВЗРЫВАТЕЛИ - устройства, предназначенные для приведения в действие зарядов боеприпасов. При воспламенении капсюля-воспламенителя происходит взрыв капсюля-детонатора, вызывающий в свою очередь взрыв детонатора и заряда. По принципу действия взрыватели подразделяются на контактные (ударные), дистанционные и неконтактные, а также на взрыватели глубинных бомб, мин и торпед.

ВЗРЫВАТЕЛИ ГЛУБИННЫХ БОМБ - подразделяются на контактные и неконтактные. Контактные срабатывают при ударе глубинной бомбы о корпус подводной лодки или грунт, неконтактные - под действием гидростатического давления или какого-либо физического поля подводной лодки. Обычно взрыватели глубинных бомб бывают комбинированного действия.

ВЗРЫВАТЕЛИ МОРСКИХ МИН - подразделяются на контактные и неконтактные. Контактные обычно устанавливаются на якорных минах, а неконтактные, как правило, в донных минах и срабатывают на некотором расстоянии от цели (подводной лодки, надводного корабля), реагируя на изменение величины какой-либо физического поля корабля. Поэтому их подразделяют на магнитные, акустические, гидродинамические и комбинированные взрыватели мин

ВЗРЫВАТЕЛИ ТОРПЕД - подразделяются на контактные и неконтактные. Контактные срабатывают при ударе торпеды о препятствие Неконтактные срабатывают под действием физического поля или других факторов и подразделяются на индукционные, акустические, магнитные, оптические, комбинированные и др.

ВЗРЫВНАЯ ВОЛНА - порожденное взрывом движение среды, при котором происходит резкое повышение ее плотности, давления и температуры. Происходящее скачком изменение состояния среды - ударная волна - распространяется со сверхзвуковой скоростью. На больших расстояниях переходит в звуковую волну.

ВЗРЫВНОЕ ДЕЛО - теория и практика производства взрывов и их применения при устройстве и преодолении заграждений, разрушении оборонит сооружений и т. д.

ВЗРЫВОСТОЙКОСТЬ (взрывоустойчивость) – способность объектов противостоять воздействию поражающих факторов взрыва. Степень взрывостойкости зависит от прочности, массы объекта, его конструктивных особенностей и т. д.

ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА (ВВ) - химические соединения или их смеси, способные в результате определенных внешних воздействий (удара, электроимпульса, нагрева и т. д .) взрываться, выделяя теплоту и образуя сильно нагретые газы. Взрывчатые вещества по применению делятся на метательные (пороха), бризантные (оказывают дробящее действие), инициирующие (для воспламенения и детонации других взрывчатых веществ) и пиротехнические составы (для создания пиротехнических эффектов) – осветительные, сигнальные, трассирующие, зажигательные, дымовые и др.

ВИБРАЦИЯ КОРАБЛЯ - упругие механические колебания корпуса корабля (судна) под воздействием вращающихся механизмов, пульсирующих масс воды (от гребных винтов) на наружную обшивку. Вибрация корабля ухудшает условия применения вооружения, приборов, обитаемость, снижает скрытность корабля (т. н. подводная шумность). Зависит в первую очередь от точности производства составных частей и механизмов. Снижается путем установки корабельных механизмов на амортизаторы. Теория вибрации корабля разработана А. Н. Крыловым.

ВИБРОГРАФ - прибор для измерения и записи смещения участков вибрирующих поверхностей. Регистрирует смещения от 0,1 мкм до 1 м при частотах от 1 Гц до 20 кГц. Виброграф изобретен А. Н. Крыловым для исследования вибрации корабля.

ВИД ВООРУЖЕННЫХ СИЛ - часть вооруженных сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на море, на суше, в воздушном пространстве). Вид вооруженных сил возглавляется командующим (главнокомандующим) и имеет в качестве органа управления штаб (главный штаб).

ВИДЫ КОРАБЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ - радиоэлектронные, гидроакустические и навигационные комплексы, автоматизированные системы управления оружием, различного рода приборы и аппаратура (радиолокационная, инфракрасная, телевизионная и т. п. ), обеспечивающие боевое использование корабельного оружия.

ВИДЫ ОБОРОНЫ кораблей - противолодочная (ПЛО), противокатерная (ПКО), противовоздушная (ПВО), противоминная (ПМО) и защита от оружия массового поражения (ЗОМП). Все виды обороны организуются при переходе соединения кораблей (корабля) морем и при стоянке в военно-морских базах и на незащищенном рейде.

ВИЗИР - оптический прибор, устанавливаемый на кораблях и береговых батареях для наблюдения за морем, воздухом и видимыми береговыми объектами, поиска и визирования цели, наблюдения за стрельбой и наведения на цель дальномеров и т. д.

ВИЗИРОВАНИЕ - совмещение визирной линии (оптической оси) астрономического, геодезического, угломерного и другого оптического инструмента с направлением на избранную наблюдателем удаленную точку или на небесное светило.

ВИЗИРЩИК – матрос-специалист, обслуживающий различные оптические приборы (визиры, дальномеры и др)

ВИЗИТЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ - посещение военными кораблями портов иностранных государств, осуществляемые в соответствии с предварительной договоренностью между государствами. Подразделяются на официальные (осуществляются на основе взаимности одновременно или в разное время) и неофициальные (деловые заходы). По существующим нормам визиты военных кораблей проводятся только после получения по дипломатическим каналам разрешения от соответствующего государства.

ВИКИНГИ - участники морских походов скандинавских народов в конце 8 - середине 11 вв (на Руси викинги называли варягами, в Западной Европе - норманнами). Походы викингов предпринимались с целью поиска новых земель и переселения, пиратства на море и грабежа, а также развития торговых связей.

ВИЛКА - разрыв двух снарядов с перелетом и недолетом относительно цели во время пристрелки по дальности. Вилка может быть широкой и узкой, необеспеченной (полученной по одному перелету и недолету) и обеспеченной (не менее двух перелетов и недолетов).

ВИЛЯТЬ - периодически отклоняться от прямого курса вправо или влево.

ВИНДЗЕЛЬ - парусиновый рукав цилиндрич формы для улавливания ветра и направления потока воздуха в вентилируемое помещение. Для сохранения формы внутри виндзеля и вшивались обручи. Заборная часть виндзеля имела конусообразный раструб (колокол), закрепляемый над верхней палубой в направлении против ветра.

ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА - гребной винт с встроенным в ступицу гидравлическим механизмом поворота лопастей на различные углы относительно плоскости вращения для изменения тяговых характеристик винта. Наличие винта регулируемого шага позволяет для изменения направления хода отказаться от реверсивного устройства. Применяется в основном на тральщиках и буксирах, а также в составе подруливающих устройств.

ВИНТ «ТАНДЕМ» - гребной винт, у которого лопасти располагаются на ступице в двух взаимно параллельных плоскостях. Очень сложен в изготовлении, и поэтому получил лишь ограниченное распространение.

ВИСЕТЬ НА ПЕРИСКОПЕ - положение подводной лодки без хода с поднятым над водой перископом при плавучести лодки, близкой к нулевой. Метод широко использовался советскими моряками в Великой Отечественной войне при штилевой погоде (для экономии электроэнергии и скрытного наблюдения за противником)

ВНЕЗАПНОСТЬ - неожиданные для противника боевые действия. Внезапность способствует достижению успеха в бою. Различают внезапность тактическую, оперативную и стратегическую. Является одним из принципов военного искусства.

ВНЕШНИЙ РЕЙД - рейд, не защищенный гидротехническими сооружениями, на подходах к порту.

ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ - море, глубоко вдающееся в сушу и сообщающееся проливом с океаном или с прилегающим морем. По гидрологическому режиму внутренние моря делятся на средиземные (Средиземное, Красное) и полузамкнутые (Черное, Белое, Балтийское).

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ - водные пути, полностью расположенные на территории одного государства (реки, озера, водохранилища) и используемые для судоходства и лесосплава.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ - все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод) реки, озера, каналы, водохранилища и т. д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех сторон сушей, являющейся территорией только одного государства (например, Аральское).

ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ прибрежного государства - в международном праве морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (территориальных вод). К внутренним морским водам относятся также моря, все побережье которых и оба берега пролива принадлежат одному и тому же государству (например, Азовское, Белое моря), воды портов, бухт, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 мили, исторические заливы. Внутренние морские воды находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности (плавания, рыболовства и т. п. ) в них.

ВНУТРЕННИЙ РЕЙД - рейд, защищенный гидротехническими сооружениями от волн.

ВНУТРЕННЯЯ СЛУЖБА - особый вид службы для организации и поддержания внутреннего порядка, обеспечения нормальных условий жизни, быта и учебы военнослужащих, наблюдения за строгим выполнением ими общих воинских и должностных обязанностей, а также для охраны в расположении воинской части (на корабле).

ВНУТРИСУДОВАЯ СВЯЗЬ - совокупность устройств и технических средств, обеспечивающих передачу и прием информации (команды, сигналы тревоги, различные переговоры) на корабле (судне). Внутрисудовая связь может осуществляться с помощью громкоговорящей связи, машинного телеграфа, переговорных труб, телефонной связи. Сигналы тревог подаются с помощью ревунов, колоколов громкого боя и голосом через судовую радиотрансляционную сеть, используемую также для передачи различных сообщений.

ВОДА КОТЕЛЬНАЯ - вода, находящаяся внутри испарительных труб, в экономайзере, барабанах и других элементах циркуляционного контура парового котла. Вода котельная подвергается внутрикотловой обработке - корректировке состава путем ввода противонакипинных и противокоррозионных реагентов с последующим продуванием котла.

ВОДА МАЛАЯ - наименьшая глубина данного района моря при отливе.

ВОДА ПИТАТЕЛЬНАЯ - 1) вода, подаваемая в судовой паровой котел в процессе его эксплуатации для восполнения расхода воды на получение пара. В качестве воды питательной используют конденсат отработавшего пара, в который добавляют дистиллированную или химически обработанную воду. Перед поступлением в котел воду питательную подогревают в экономайзере 2) Вода (забортная или из цистерн) для питания судовой опреснительной установки, подвергающаяся обессоливанию в процессе опреснения.

ВОДА ПОЛНАЯ - наибольшая глубина данного района моря при приливе.

ВОДА ПРОМЕЖУТОЧНАЯ - глубина в данном районе моря на любое время в промежутке между малой и полной водой.

ВОДА СТОЯЧАЯ - явление при приливе и отливе, когда некоторое время нет течения.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров как по естественным (реки, озера, моря, океаны), так и по искусственным (каналы, водохранилища) водным путям. Водный транспорт подразделяется на морской и речной.

ВОДО-ВОДЯНОЙ РЕАКТОР энергетический - ядерный реактор на тепловых нейтронах, в котором в качестве замедлителя и теплоносителя, отводящего выделившуюся в реакторе энергию, применяется вода под давлением. Активная зона такого реактора размещена в прочном герметичном стальном корпусе. Ядерным горючим служит уран-235 не большого обогащения (2-5%). Отличается надежностью и небольшими размерами, что обусловило их применение в судовых ядерных энергетических установках (например, корпусные реакторы водо-водяного типа) для получения пара (через посредство парогенератора). Для защиты экипажа от излучения реактор снабжает биологической защитой.

ВОДОВОРОТ - круговое движение в поверхностном слое и толще воды морей, озер и рек в результате слияния двух противоположно направленных течений или вследствие отражения течения от берега. Морские водовороты возникают также при столкновении приливных и отливных волн. Представляет опасность для небольших судов. Существуют водовороты сезонные, постоянные и эпизодические.

ВОДОГОН (выгон) - ветер с берега, выгоняющий воду в море. Снижает уровень воды в заливах и узкостях.

ВОДОДРОМ - участок местности, оборудованный для обучения экипажей вождению боевых машин через водные преграды.

ВОДОЕМ - скопление бессточных или с малой скоростью стока вод в естественных (озера) или искусственных (водохранилища, пруды) понижениях земной поверхности.

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ корабля (судна) - количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна), равное массе всего корабля независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное (равно объему подводной части корабля до ватерлинии) и массовое водоизмещение (равно массе корабля). Объемное меняется в зависимости от плотности воды в месте плавания корабля. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное водоизмещение - полностью укомплектованный корабль с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды в цистернах, нормальное водоизмещение - стандартное плюс половина перечисленного в первом случае запасов, полное водоизмещение - при полных запасах, наибольшее - при предельных запасах, порожнее - без личного состава, боеприпасов, топлива и т.д. Для подводных лодок различают водоизмещение надводное и подводное, которое больше надводного на массу воды, принимаемой (при погружении) в цистерны главного балласта. Для транспортных и вспомогательных судов ВМФ применяются только понятия полного водоизмещения и порожнего водоизмещения в том же значении, как и для кораблей, но с учетом отсутствия на них вооружения и боеприпасов. Разность между полным водоизмещением и порожним водоизмещением характеризует грузоподъемность судна.

ВОДОЛАЗ - специалист, умеющий выполнять работы под водой в специальном снаряжении и допущенный к водолазным спускам в установленном порядке.

ВОДОЛАЗНАЯ СТАНЦИЯ - 1) комплект водолазного снаряжения, а также средств обеспечения спусков, работ под водой и подъема водолаза на поверхность. 2) Водолазное подразделение, укомплектованное людьми и водолазной техникой для обеспечения спуска и работ под водой одного водолаза.

ВОДОЛАЗНАЯ ТЕХНИКА - водолазное снаряжение и технические средства, предназначенные для обеспечения спуска водолазов под воду, выполнения работ под водой и подъема на поверхность. Технические средства включают: водолазные компрессоры и помпы, установки для приготовления и подачи водолазам дыхательной смеси, спускоподъемные устройства, декомпрессионные камеры, различные инструменты и т. д

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО - область знаний и отрасль производственной деятельности, связанной с выполнением подводных работ с помощью водолазной техники. Включает изучение устройства и правил эксплуатации техники, организацию и правила безопасности погружений под воду, технологию выполнения подводных работ, медицинское обеспечение водолазных спусков.

ВОДОЛАЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - устройства, изделия и механизмы для спуска и подъема водолаза, а также для обеспечения его жизнедеятельности под водой. Включает: водолазные трапы, спускные беседки, помпы и компрессоры, осветит оборудование, телефонные станции, барокамеры и т. д., а также орудия труда и средства выполнения работ под водой.

ВОДОЛАЗНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ - комплект предметов, надеваемых на водолаза и соединяющих его с оборудованием, подающим дыхательную смесь в зависимости от глубины погружения и способа снабжения дыхательными смесями различают тяжелое водолазное снаряжение и легкое. Тяжелое водолазное снаряжение (вентилируемое) включает металлический шлем, водонепроницаемую рубашку, которые образуют вместе водолазный скафандр. Водолазное снаряжение легкого типа включает гидрокостюм и акваланг. По способу снабжения дыхательной смесью водолазное снаряжение делится на шланговое и автономное. Для работы на глубинах до 70 м при шланговом снабжении применяется сжатый воздух, на больших глубинах используются различные специальные воздушно-газовые смеси. Для погашения плавучести водолаза применяются водолазные грузы и калоши (со свинцовой подошвой).

ВОДОЛАЗНОЕ СУДНО - судно специальной постройки или специально оборудованное, оснащенное водолазным комплексом и предназначенное для обеспечения водолазных работ.

ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ - погружаемый в воду прочный полый цилиндр с глухой сферической верхней частью и с герметично закрываемым люком с нижней стороны, служащий для размещения и отдыха водолазов (в скафандре или без него) в той его части, которая остается заполненной воздухом. Дыхательная смесь подается с поверхности компрессорами. Современный водолазный колокол спускается краном с борта спасательного судна. Водолазный колокол позволяет быстро поднять водолаза с большой глубины, может также использоваться для спасения экипажа затонувшей подводной лодки.

ВОДОЛАЗНЫЙ КОМПЛЕКС глубоководный - совокупность устройств и технических средств, конструктивно объединенных для обеспечения водолазных спусков на заданную глубину. Включает барокамеру с системами жизнеобеспечения, водолазный колокол, водолазное снаряжение с системой обогрева и т. д. Дыхание водолазов обеспечивается воздушно-газовой атмосферой. Время прёбывания водолазов под давлением - несколько недель. Водолазными комплексами снабжаются водолазные и спасательные суда, некоторые буровые суда и т. д.

ВОДОЛАЗНЫЙ СОСТАВ - личный состав, прошедший специальную теоретическую и практическую подготовку по водолазному делу и допущенный к выполнению работ под водой.

ВОДОМЕРНЫЙ ПОСТ - пункт на морях, реках, озерах, каналах, с которого постоянно ведут наблюдения, в частности, за уровнем воды, с помощью т. н. реперов или гидростатических приборов с дистанционной передачей данных. Водомерный пост может быть оборудован и самописцами изменений уровня.

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ (водомет) - движитель некоторых типов судов, амфибий, в котором вода, поступающая в заборник, получает ускорение в центробежном насосе или от потока газов и выбрасывается через сопло, создавая тягу в направлении, противоположном движению воды. Водометный движитель наиболее эффективен в условиях мелководья и засоренных водоемах.

ВОДОНАЛИВНОЕ СУДНО (водолей) - специализированное самоходное или несамоходное судно, предназначенное для снабжения кораблей преимущественно в море и на рейде пресной питьевой водой. Обычно имеют оборудование, обеспечивающее хранение, обработку (в т. ч. хлорирование), проверку качества воды, а также устройства для дезинфекции и мойки танков. Дедвейт может превышать 1000 т.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ - способность наружной обшивки, некоторых переборок, палуб, дверей и крышек люков судна не пропускать воду, обеспечивая его плавучесть. Водонепроницаемость достигается местной прочностью судна и плотностью соединений стальных листов, конструкций, проходов кабелей и различных приводов (сальниковых втулок). Проверяется на испытаниях водонепроницаемости.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ ПЕРЕБОРКИ - переборки корпуса судна, которые в эксплуатации или аварийных случаях, предусмотренных расчетом, являются непроницаемыми для воды.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ОТСЕК - часть объема корпуса корабля, ограниченная водонепроницаемыми переборками, способными выдерживать давление воды при затоплении смежных помещений. Корпус корабля разделен на ряд водонепроницаемых отсеков (5-15 и более), что обеспечивает плавучесть при затоплении нескольких водонепроницаемых отсеков.

ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА - общекорабельная трюмная система, состоящая из трубопроводов (диаметр 300-800 мм), разобщительных клапанов, водоотливных средств и приборов управления, предназначенных для удаления больших масс воды, поступивших в корпус корабля (судна) в результате боевых и навигационных повреждений. Расположение трубопроводов и разобщительных клапанов таково, что обеспечивает функционирование водоотливной системы при частичном ее разрушении.

ВОДООТЛИВНЫЕ СРЕДСТВА - технические средства для удаления воды из отсеков корабля за борт. Подразделяются на стационарные и переносные. В качестве водоотливных средств применяются центробежные и поршневые насосы с приводом от электрического, парового или бензинового двигателя, а также эжекторы. Могут удалять до тысячи и более тонн воды в час.

ВОДОПОДГОТОВКА - физико-химическая обработка воды, предназначенной для питания паровых котлов. Водоподготовка состоит в снижении содержания солей (например, с помощью опреснительной установки), удалении растворенного кислорода, механических примесей, жиров и нейтрализации воды, включает добавку антинакипинов.

ВОДОРАЗДЕЛ - линия (полоса), разделяющая сток атмосферных вод по двум противоположным склонам. Водораздел проходит по самым возвышенным точкам данного участка местности.

ВОДОРАЗДЕЛЬНЫЙ БЬЕФ - участок судоходного канала, расположенный на водоразделе, т. е. его наиболее высоко лежащая часть. Оба конца водораздельного бьефа заканчиваются шлюзовыми камерами.

ВОДОРАСПЫЛЕНИЯ СИСТЕМА - пожаротушения система, предназначенная для тушения горящего топлива в трюмах котельного отделения и понижения температуры в этих помещениях при местных пожарах с помощью водяной пыли, выбрасываемой через специальные распылители. Состоит из трубопроводов с арматурой и оросительных ответвлений с распылителями, устанавливаемых обычно через 1,2-1,5 м один от другого. Воду в систему подают от водяной противопожарной системы. Водораспыления система может также использоваться для защиты личного состава при повреждении паропроводов.

ВОДОРЕЗ - часть форштевня на деревянном судне, которой оно на ходу рассекает воду

ВОДОТРУБНЫЙ КОТЕЛ - паровой котел, у которого поверхность нагрева образована т. н. кипятильными трубами (диаметр 25-100 мм), внутри которых движутся вода и пароводяная смесь, а снаружи - продукты сгорания топлива. Различают барабанные котлы и прямоточные котлы. На современных судах применяются в качестве главных, а также вспомогательных котлов. Паропроизводительность судовых водотрубных котлов может достигать 100 т/ч, давление пара до 10 МПа, температура перегретого пара свыше 500°С; время ввода в действие не превышает нескольких десятков минут. На судах стали устанавливаться с конца 19 в.

ВОДОХРАНИЛИЩЕ - искусственный водоем для накопления и хранения воды, используемой для поддержания водного режима реки или канала, водоснабжения, орошения, работы гидростанций и обеспечения судоходства.

ВОДЯНАЯ ЗАЩИТА - водяная завеса над кораблем для смывания с верхней палубы и надстроек бактериологических средств, отравляющих и радиоактивных веществ, а также снижения эффективности светового излучения при ядерном взрыве. Может быть использована также для тушения пожаров на верхней палубе. Водяная защита создается системой трубопроводов, проложенной по бортам и надстройкам корабля, и отростков с насадками направленного или веерного действия. Вода в систему подается от водяной противопожарной системы.

ВОДЯНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА - пожаротушения система, предназначенная для охлаждения горящих поверхностей компактной или раздробления струей воды, выбрасываемой из пожарного ствола. В состав корабельной (судовой) водяной противопожарной системы входят пожарные насосы, кингстоны для приема забортной воды, кольцевая магистраль (как правило с отростками к отдельным помещениям) и трубопровод нулевого расхода, отводящий воду за борт при отсутствии ее расхода в системе. Водяная противопожарная система всегда готова к действию. При стоянке корабля (судна) на рейде всю систему обслуживают один-два насоса, а при стоянке у пирса вода в водяную противопожарную систему может подаваться от береговой насосной станции. Имеется на всех кораблях (судах).

ВОДЯНОГО ОРОШЕНИЯ СИСТЕМА - пожаротушения система, предназначенная для охлаждения распыленной водой отдельных участков или помещений судна. На кораблях водяной орашения системой оборудуются, например, погреба боеприпасов. Состоит из оросительного трубопровода с большим числом распылителей. Включается вручную или автоматически при повышении температуры выше допустимой. Вода в систему подается от водяной противопожарной системы.

ВОДЯНОЙ БАЛЛАСТ - вода, принимаемая на судно в отсеки двойного дна для улучшения мореходных качеств судна (остойчивости, дифферентовки), заглубления гребного винта и др. При приеме водяного балласта балластные цистерны заполняются полностью.

ВОЕННАЯ ЗОНА - район расположения ВС в период боевых действий, а также размещения военных объектов. В мирное время военной зоной является укрепленный район, военный порт, военно-морская база и т. д.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА - оружие, машины, приборы, аппараты и другие технические средства, идущие на оснащение ВС для обеспечения их боевой и повседневной деятельности. По назначению подразделяется на вооружение (с его носителями), технические средства управления войсками (силами) и боевыми средствами, технические средства обеспечения боевых действий (заправщики, суда вспомогат флота), технические средства обучения

ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ - способ введения противника в заблуждение. Включает демонстративные действия, маскировку, использование кораблей-макетов, создание ложных аэродромов, других военных объектов и т. п.

ВОЕННОЕ ВРЕМЯ - период нахождения государства в состоянии войны с другим государством. Начало военного времени - объявление состояния войны или момент фактического начала военных действий, конец - объявленный день и час прекращения военных действий. В военное время в стране или ее отдельных районах вводится военное положение.

ВОЕННОЕ ДЕЛО - собирательный термин, который охватывает все вопросы военной теории и практики, связанные со строительством, подготовкой и действиями ВС государства мирное и военное время, а также с подготовкой населения и страны на случай войны.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – временно вводимое высшей государственной властью в стране или отдельных ее районах особое правовое положение. Связано с чрезвычайными обстоятельствами война, стихийное бедствие и т. д. В условиях военного положения расширяются полномочия военных органов. Нарушившие правила военного положения привлекаются к уголовной ответственности по законам военного времени.

ВОЕННО-ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА - служба в ВМФ, организуемая в военное время в зоне военно-морских баз и пунктов базирования сил флота и предназначенная для обеспечения безопасной проводки военными лоцманами кораблей и судов по протраленным фарватерам в условиях мин опасности.

ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА - оборудованный район (зона) побережья и прилегающего участка моря, предназначенного для базирования сил флота. На военно-морских базах размещаются корабли, силы различного назначения и тыловые подразделения.

ВОЕННО-МОРСКАЯ ГЕОГРАФИЯ – область военно-прикладных знаний географического характера, изучающая физико-географические и навигационно-гидрографические условия морей, океанов, а также морских и океанских театров военных действий и их влияние на ведение боевых действий ВМФ.

ВОЕННО-МОРСКАЯ ЗОНА – часть океанского (морского) театра военных действий с прилегающей прибрежной полосой суши, в пределах которой развернуты и действуют группировки военно-морских и других сил, находящихся под единым командованием и выполняющих оперативные или оперативно-стратегические задачи.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) - наименование в ряде государств военно-морского флота.

ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО - теория и практика подготовки и ведения боевых действий силами ВМФ самостоятельно и во взаимодействии с другими видами ВС. Военно-морское искусство включает стратегическое использование ВМФ, оперативное искусство и тактику ВМФ.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛАГ - символ принадлежности военного корабля к ВС данного государства и его неприкосновенности.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ, в ряде государств именуется ВМС) - вид вооруженных сил, способный решать стратегические и оперативные задачи на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современные ВМФ (ВМС) способны наносить удары стратегическими ядерными силами по важнейшим наземным объектам противника, уничтожать его силы на море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника в любых районах Мирового океана, содействовать сухопутным войскам в проведении крупных операций на континентальных театрах военных действий. ВМФ состоит из надводных кораблей, подводных лодок, авиации военно-морского флота, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты В состав ВМФ входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения, части и учреждения тыла.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО - преимущество какой-либо страны (группы стран) в количестве и качестве оружия и военной техники, состоящих на вооружении армии и ВМС, в возможностях их массового производства с учетом перспектив создания и развития новых видов оружия и военной техники и т. п.

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - высшие и средние учебные заведения, предназначенные для подготовки командных, политических и инженерно-технических кадров. К ним относятся: военные академии, военные училища, военные институты, военные факультеты при гражданских вузах, курсы подготовки и переподготовки офицеров, а также суворовские и нахимовские училища.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВМФ - организованное применение сил и средств ВМФ для выполнения боевых задач. Ведутся в форме боев (ударов) и операций.

ВОЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ - сухопутные, водные и воздушные пути, используемые для нужд ВС. Службу военных сообщений координируют их органы, ведающие планированием и организацией воинских перевозок.

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ - боевой или специального назначения корабль, предназначенный для уничтожения или ослабления сил и средств противника боевым воздействием. На военном корабле как правило, устанавливается несколько видов корабельного оружия, из которых один - главный, а остальные - вспомогательные или служащие для самообороны. Некоторые военные корабли несут самолеты и вертолеты. Согласно Женевской международной конвенции1958 об открытом море, военный корабль должен иметь внешние знаки, определяющие его государственную принадлежность, находиться под командой офицера, состоящего на государственной службе, и иметь экипаж, подчиняющийся уставной военной дисциплине. Военный корабль является собственностью государства, подчиняется только его законам и пользуется правом экстерриториальности при официальном нахождении в иностранных водах.

ВОЕННЫЙ МОРЯК - звание всех военнослужащих ВМФ, установленное в 1918 и отмененное в 1924. В современных условиях термин встречается в литературе.

ВОЕННЫЙ СОВЕТ - коллегиальный орган военного руководства войсками. Создается в видах ВС, округах, флотах и т. д. Председатель военного совета - соответствующий главнокомандующий (командующий).

ВОЗДУХА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ СИСТЕМА - корабельная система для подачи потребителям сжатого воздуха под давлением свыше 15 МПа. Обеспечивает продувание главных балластных цистерн подводных лодок и цистерны быстрого погружения, создание давления в отсеке при борьбе с поступающей внутрь прочного корпуса забортной водой, для торпедных и ракетных стрельб и т. д. Выполняется по кольцевой или линейной схеме для всего корабля.

ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛЬ - агрегат для охлаждения, осушения и подачи воздуха в корабельные помещения с большими тепло- и влаговыделениями. Включает: батарейный охладитель, через который пропускается холодная вода; вентилятор, прогоняющий воздух через охладитель: каплеотделитель, в котором происходит осаждение на стенки влаги из воздуха, охлажденного до температуры ниже точки росы, а также другие вспомогательные устройства. Входит в состав системы кондиционирования воздуха

ВОЗДУХОНАГРЕВАТЕЛЬ парового котла - устройство для подогрева воздуха поступающего в топку парового котла теплом дымовых газов или отработавшего пара. На судах используются как рекуперативные (теплообмен между газом или паром и воздухом идет через разделяющую их поверхность), так и регенеративные (передача теплоты осуществляется поочередным соприкосновением дымовых газов и воздуха с одними и теми же поверхностями аппарата). Воздухонагреватель повышает температуру воздуха до 200°С и более, что увеличивает на несколько процентов кпд котельной установки.

ВОЗДУХОСТРУЙНЫЕ РУЛИ - регулируемые отверстия в системе гибкого ограждения или трубопроводов обеспечения воздухом воздушной подушки через которые производится выброс воздушной струи наружу для управления кораблем на воздушной подушке на малых скоростях созданием боковой тяги.

ВОЗДУШНАЯ ПОДУШКА – объем воздуха с давлением, превышающим давление окружающей среды, заключенный между корпусом транспортного средства и опорной поверхностью. Различают статические и динамические воздушные подушки. Статическая воздушная подушка создается осевыми или центробежными нагнетателями и удерживается с боков с помощью гибкого ограждения или бортовых стенок (скегов) и гибких ограждений в носу и корме. При достаточном избыточном давлении воздушная подушка поддерживает транспортное средство на некотором расстоянии от поверхности. Применяется на кораблях (судах) на воздушной подушке, а также трейлерах на воздушной подушке, платформах на воздушной подушке и т. д. , на самолетах при взлете и посадке. Динамическая воздушная подушка обычно создается встречным потоком воздуха.

ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА - вид военной разведки. Ведется над морем и над сушей самолетами разведывательной авиации, всеми экипажами выполняющими боевые задания а также беспилотными летательными аппаратами. Основные способы ведения воздушной разведки: визуальное наблюдение, аэрофоторазведка и разведка с помощью радиоэлектронных средств.

ВОЗДУШНО-ПЕННОГО ТУШЕНИЯ СИСТЕМА - пожаротушения система предназначенная для ликвидации местных очагов пожара путем изоляции горящей поверхности от кислорода воздуха с помощью слоя пены получаемой перемешиванием воды специального пенообразователя и воздуха. Воздушно-пенной тушения системой оборудуются машин но котельные отделения топливные цистерны а на танкерах также грузовые танки коффердамы грузовые палубы и т. д. Пена не электропроводна и не портит оборудования.

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВРД) - двигатель, в котором для сжигания горючего в качестве окислителя используется атмосферный кислород. По способу подготовки горючей смеси различают компрессорные ВРД, где воздух в камеру нагнетается компрессором, и бескомпрессорные ВРД, в которых воздух сжимается под действием скоростного напора набегающего воздушного потока. К ВРД относятся прямоточные, пульсирующие и турбореактивные двигатели, наиболее часто используемые на современных самолетах и вертолетах.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ - обширные образования в нижних слоях тропосферы, сравнимые по горизонтальным размерам с частями материков и океанов перемещающиеся как одно целое и обладающие однородными свойствами. Воздушные массы разделяются атмосферными фронтами и определяют в значительной степени режим погоды.

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ - основная форма действий истребительной авиации. Воздушный бой ведется одиночными летательными аппаратами (одиночный бои) или группами летательных аппаратов (групповой бой) с целью уничтожения противника или отражения его атак. Разновидность воздушного боя – таран. Самолеты других родов авиации (бомбардировщики и др.) ведут ведут бой вынужденно когда нет возможности уклониться от него.

ВОЗДУШНЫЙ НАЛЕТ - бомбовый (штурмовой) бомбово-ракетный удары авиации по войскам кораблям, пунктам управления административно политическим и военно-экономическим центрам и другим объектам. Производится одиночными самолетами, группой самолетов различных видов и родов авиации. Наибольший эффект достигается при массированном воздушном налете

ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ - определенная система ограничений и норм проведения полетов в воздушном пространстве данного района. Устанавливается для обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов, предотвращения нарушения ими запретных зон и государственной границы, а также для осуществления эффективного контроля за воздушным движением и его регламентации

ВОЗРАСТ ЛУНЫ - число дней, прошедших с момента фазы новолуния.

ВОЗРАСТ ПРИЛИВА - промежуток времени от момента сизигии (полнолуния или новолуния) до момента наивысшего подъема воды Этот промежуток составляет несколько суток.

ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ - организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах ВС, содержащаяся по установленному штату. К воинской части в ВМФ например, относятся корабли 1, 2 и 3 ранга.

ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ - звания, присваиваемые военнослужащим и военнообязанным запаса ВС в соответствии с их служебным положением, военной квалификацией, выслугой лет, принадлежностью к тому или иному виду ВС, роду войск или службы и заслугами.

ВОЙНА – общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами. Для достижения политических целей в войне используются ВС как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические и др. средства борьбы. По целям войны могут быть справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные. Для разных эпох характерны различные исторические типы войн, определяемые характером социальных противоречий данной эпохи или различием ее периодов. Проблемы войны являются объектом острой идеологической борьбы.

ВОЛНЕНИЕ - образование волн на поверхности воды - реки, озера или моря. Вызывается ветром, а иногда является следствием подводных землетрясений. Волнение разделяется на ветровое, зыбь и смешанное. Степень волнения определяется в баллах по высоте наиболее крупных волн (выбирается из специальной шкалы, например, шкалы Бофорта).

ВОЛНЕНИЕ ВЕТРОВОЕ – волнение под воздействием ветра в виде гребней, верхушки которых заваливаются, образуя белую пену (барашки), срываемую сильным ветром. Возникает вследствие трения движущихся масс воздуха (ветра) о гладкую вначале поверхность воды. Направление ветра и ветровых волн в открытом море совпадает или разнится не более чем на 4 румба (45°).

ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (в гидромеханике) - часть сопротивления воды движению судна, обусловленная затратами энергии на образование волн вблизи поверхности воды, возникающих при движении судна. Волновое сопротивление жидкости учитывается при проектировании подводных лодок, надводных кораблей и судов, торпед, летающих лодок и снижается выбором формы внешних обводов корпуса; для подводных лодок снижается с глубиной погружения.

ВОЛНОЛОМ (брекватер) - портовое гидротехническое сооружение, служащее для зашиты акватории порта, затона и пр. от действия волн, течения и т. д. Сооружается из бетона, камня, металла.

ВОЛНОМЕР - 1) прибор для измерения длины волны или частоты электромагнитных колебаний. Применяется для проверки точности настройки радиоаппаратуры. 2) Оптический прибор со специальным приспособлением для измерения высоты, длины и периода морских волн, а также скорости их распространения.

ВОЛНООТВОД (волнолом судна) - невысокое ограждение из листовой стали, устанавливаемое в носовой части корабля (на баке), предохраняющее во время хода корабля верхнюю палубу от заливания водой. На больших кораблях могут быть два волноотвода.

ВОЛНЫ - возмущения, распространяющиеся с конечной скоростью в пространстве и несущие с собой энергию без переноса вещества. Наиболее часто встречаются упругие волны (морские, звуковые и т. п.). Электромагнитные волны возбуждаются атомами, молекулами, заряженными частицами или антеннами и другими излучающими системами.

ВОЛНЫ МОРСКИЕ - возмущения поверхности моря или океана, вызываемые ветром, приливообразующими силами Луны, Солнца, подводными землетрясениями и др. Подразделяются на ветровые, приливные, гравитационные (цунами) и др. Волны на поверхности водной среды существуют благодаря действию сил поверхностного натяжения (капиллярная волна) и гравитации (гравитационная волна). Основные характеристики волн морских: высота (расстояние по вертикали между гребнем и подошвой волны), длина (расстояние между двумя смежными гребнями или подошвами волн), скорость перемещения. Океанские волны достигают высоты 30 м, морские 12-13 м.

ВОЛЬНЫЕ ГАВАНИ - гавани, в которые разрешается свободный привоз товаров без уплаты соответствующих пошлин.

ВООРУЖЕНИЕ - 1) комплекс различных видов оружия и средств, обеспечивающих его применение. Включает оружие (средства доставки и боеприпасы), системы его наведения, пуска, управления на траектории и других технических средства, которыми оснащаются корабли, соединения (части) различных видов ВС 2) Процесс оснащения войск (сил флота) военной техникой 3) Совокупность элементов оснастки парусного судна (парусное вооружение) или средств защиты воина (защитное вооружение)

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ (ВС) - вооруженная организация государства. Назначение ВС, принцип их строительства, обучения и воспитания личного состава определяются общественным, государственным строем и политикой государства. Современные ВС развитых государств характеризуются массовостью, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной борьбы (в том числе в ряде стран ядерным оружием), высокой боеготовностью и высокими боевыми возможностями.

ВООРУЖИТЬ СУДНО - в парусном флоте совокупность всех работ по подготовке судна к плаванию, т. е. установка рангоута, стоячего и бегучего такелажа, оснащение парусами, установка орудий, прием провизии и воды и т. п.

ВОРОН - приспособление, применявшееся в галерном флоте для абордажного боя. Представляло собой перекидной помост, укрепленный на шарнирах наклонно к абордируемому кораблю и опускаемый на его палубу при сближении, по нему перебиралась абордажная партия на палубу неприятельского корабля.

ВОРОНЬЕ ГНЕЗДО - наблюдательный пункт, расположенный высоко на фок-мачте корабля в виде бочки. Применялось на спасательных, китобойных и промысловых судах для увеличения дальности наблюдения.

ВОСПИТАННИК - 1) подросток, принятый воинской частью на воспитание 3) Учащийся суворовского, нахимовского училища или военно-музыкальной школы.

ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ МОМЕНТ - момент, препятствующий выведению судна из равновесного положения при накренении. Значение восстанавливающего момента для данного судна зависит от его весового водоизмещения, распределения на нем грузов, формы корпуса и наличия свободных поверхностей в цистернах с жидкими грузами. Изменяется в зависимости от угла крена.

ВОСТОК - 1) наименование одного из четырех главных румбов 2) точка горизонта, вблизи которой восходит солнце в день равноденствия 3) точка пересечения небесного экватора с истинным горизонтом, лежащая справа от наблюдателя, стоящего лицом к северу в Северном полушарии.

ВОСТОЧНЫЕ ПРЕДОСТЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ - вехи, бакены и буи, выставляемые на воде к востоку от опасности. Суда должны оставлять их к западу

ВОСХОД СВЕТИЛА - момент появления небесного светила из-под горизонта, когда высота светила равна 0° (для Солнца и Луны высота отличается на полудиаметр светила). В зависимости от названия горизонта, по отношению к которому рассматривается явление, различают восход светила истинный и видимый.

ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ - матрос, стоящий во время тумана при плавании в опасном от мин районе и при тралении у гюйсшгока на корабле, а также находящийся в носовой части шлюпки, идущей под парусами. Впередсмотрящий обязан докладывать обо всем замеченном впереди по ходу корабля или шлюпки.

ВРЕМЯ БОМБЫ - время от момента сбрасывания глубинной бомбы до погружения ее на установленную глубину.

ВРЕМЯ ВСЕМИРНОЕ (мировое, гринвичское) - местное время нулевого (гринвичского) меридиана, считаемое от полуночи.

ВРЕМЯ ЗВЕЗДНОЕ - время, в котором продолжительность суток равна периоду обращения Земли вокруг своей оси относительно неподвижных звезд.

ВРЕМЯ ИСТИННОЕ СОЛНЕЧНОЕ - время, в котором продолжительность суток принята равной периоду между двумя последовательными одноименными кульминациями светила (Солнца). Истинные солнечные сутки не постоянны, поэтому на практике пользуются временем средним солнечным.

ВРЕМЯ ПОЯСНОЕ - среднее солнечное местное время данного пояса, считаемое по его центральному (среднему) меридиану, принятое одинаковым в пределах одного пояса. Разница времени поясного между двумя поясами составляет 1 час (поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса, каждый из них занимает 15° по долготе). Счет поясов начинается от начального (нулевого) пояса, средним меридианом которого является Гринвичский.

ВРЕМЯ СРЕДНЕЕ СОЛНЕЧНОЕ - время, измеряемое средними сутками, продолжительность которых постоянна и равна средней в течение года продолжительности истинных солнечных суток.

ВРЕМЯ СТАНДАРТНОЕ - время, считаемое в портах некоторых государств по среднему времени центрального пункта государства. Список пунктов, где введено время стандартное , печатается ежегодно в специальном альманахе.

ВРЕМЯ СУДОВОЕ - время поясное, показываемое судовыми часами с точностью до 1 мин. При переходе судном границы часового пояса на всех часах (кроме хронометров) устанавливается время нового пояса при движении судна на восток стрелки передвигают на 1 ч вперед, а на запад – назад.

«ВСЕ ВДРУГ» - дополнение к команде, требующее одновременного выполнения данного действия всеми кораблями (например, «Поворот «Все вдруг» на новый курс).

ВСПЛЕСК - 1) столб воды, образующийся при входе снаряда в воду. По всплеску корректируется артиллерийский огонь при стрельбе по морским целям 2) Вздымающаяся часть вершины волны, образующаяся при ударе о какое-либо препятствие. Такой всплеск может достигать высоты 10—20 м и более.

ВСПЛЫВШАЯ МИНА - морская мина, находящаяся на поверхности воды и удерживающаяся на якоре (например, не вставшая на заданную глубину при постановке). Так как всплывшая мина демаскирует минное заграждение, то мина снабжается устройством, обеспечивающим ее самозатопление или самоликвидацию в случае всплытия мины. Всплывшая мина, устройство которых не сработало, уничтожаются специально назначенными кораблями.

ВСПЛЫТИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ - переход подводной лодки из подводного положения в надводное. Для этого частично (всплытие в позиционное положение) или полностью (всплытие в крейсерское положение) продуваются цистерны главного балласта. Всплытие может быть нормальным и срочным. Срочное осуществляется в аварийных ситуациях (аварийное всплытие).

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - направление на театре военных действий (например, полоса водного пространства), где осуществляются боевые действия меньшей части сил с целью создания условий для достижения успеха на главном направлении. В ходе операции вспомогательное направление может стать главным.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА - суда вспомогательного флота, предназначенные для обеспечения боевой и повседневной деятельности ВМФ. К вспомогательным судам относятся танкеры различного назначения, ледоколы, буксиры, гидрографические суда, суда безобмоточного размагничивания, плавбазы, корабли цели, госпитально-санитарные, аварийно-спасательные и другие суда. По современной классификации в состав вспомогательного флота входят суда морского и рейдового обеспечения.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КОТЕЛ судовой - паровой котел, устанавливаемый на судах с дизельными или газотурбинными главными энергетическими установками для обеспечения паром паровых вспомогательных механизмов, а также систем отопления, подогрева жидких грузов (на танкерах) и др. На некоторых турбоходах входит в состав т. н. полуторакотельных установок (1 главный и 1 вспомогательный), при аварии главного котла обеспечивает скорость судна до 13-15 км/ч. На судах в качестве вспомогательного котла обычно используются водотрубные котлы, отличающиеся от главного в основном размерами, паропроизводительностью и параметрами пара. К вспомогательным котлам относятся так же котлы-утилизаторы.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КРЕЙСЕР - грузовое или пассажирское быстроходное судно, преобразованное на период боевых действий для уничтожения транспортных судов противника, постановки минных заграждений, конвойной и дозорной службы. Использовались в 1-й и 2-й (в начале) мировых войнах.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ УДАР - наступательные действия или атака части выделенных военно-морских сил для решения задач на вспомогательном направлении. Осуществляется в целях создания условий для достижения успеха на направлении главного удара.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ - составная часть ВМФ. Организационно состоит из соединений и частей морских и рейдовых судов обеспечения и судов специального назначения. Предназначен для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей и береговых частей ВМФ.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЯКОРЬ - якорь, служащий совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно волны, ветра или течения, а также для снятия судна с мели. Размещается в кормовой части судна. В качестве вспомогательного якоря обычно используются адмиралтейский якорь и Матросова якорь. Вспомогательные якоря подразделяются на стоп-анкеры и верпы.

ВТОРОЕ ДНО корабля - водонепроницаемый настил в трюме с подкрепляющими балками, устанавливаемый на флорах, киле и днищевых стрингерах. Второе дно предохраняет судно от затопления в случае получения пробоины в днище. Его прочность должна быть такой, чтобы настил выдержал давление забортной воды. Второе дно имеется практически на всех мор судах. Толщина листов обычно 4-10 мм (в машинном и котельном отделениях настил толще).

ВУЛИНГ - несколько шлагов троса, связывающих составные рангоутные деревья.

ВЫБИРАТЬСЯ НА ВЕТЕР - направлять движение судна (шлюпки) к линии направления действия ветра.

ВЫБЛЕНКИ - тонкие тросы, ввязанные горизонтально между вантами, параллельно друг другу. Образуют ступеньки для подъема матросов на мачты, марсы, салинги и реи.

ВЫВАЛИВАНИЕ ШЛЮПКИ - комплекс действий, в результате которых шлюпка, поднятая вверх с кильблоков, перемещается из положения по-походному в предельное положение за бортом судна. Предшествует спуску шлюпки на воду. Операция, обратная вываливанию шлюпки, называется заваливанием шлюпки.

ВЫВАЛИВАТЬ (вывалить) - выдвинуть, вывести за борт шлюпки, стрелы и т. п.

ВЫГОРОДКА судна - вертикальная или наклонная стенка с набором или без него, разделяющая помещения внутри отсека судна. Выгородкой также называют небольшие помещения в корпусе судна.

ВЫГРЕБАТЬ - сильно грести веслами, двигаясь против волны, течения или ветра.

ВЫДВИЖНЫЕ УСТРОЙСТВА подводной лодки - технические средства и приборы, выдвигаемые над поверхностью моря из прочного корпуса подводной лодки, находящейся на перископной глубине для ведения наблюдения за поверхностью моря и воздухом, поддержания радиосвязи, определения местоположения, подачи атмосферного воздуха к дизелям и компрессорам и вывода отработанных газов. К Выдвижным устройствам относятся радио- и радиолокационные антенны, перископы, устройства для работы дизелей под водой (РДП), а в ряде иностранных флотов также пусковые установки зенитного ракетного комплекса подводной лодки.

ВЫДЕРЖАТЬ ШТОРМ - благополучно преодолеть воздействия шторма.

ВЫИГРАТЬ ВЕТЕР - занять положение на наветренном борту другого парусного судна.

ВЫЙТИ ИЗ ВЕТРА - изменить курс парусного судна относительно ветра так, чтобы обезветрить паруса (иметь угол между диаметральной плоскостью судна и направлением встречного ветра 3 румба и менее)

ВЫКРУЖКА - изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе выхода гребного вала. На двухвинтовых судах выкружка обычно придают такую форму, чтобы набегающий поток попадал на гребной винт, имея вращат движение в направлении, обратном вращению гребного винта (для повышения кпд движителя).

ВЫМБОВКА (аншпуг, гандшпуг) - деревянный или металлический рычаг длиной в 1,5-2,5 м, служащий для вращения шпиля вручную. Вымбовка вставляется в 4-угольные гнезда в голове шпиля, называемые шпильгатами.

ВЫМПЕЛ - 1) узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг. Поднимается на мачте военного корабля, находящегося в плавании. Наряду с кормовым флагом служит признаком государственной принадлежности корабля. Вымпел поднимается со вступлением корабля в кампанию и несется круглосуточно. Спускается только при подъеме флага (брейд-вымпела) должностного лица. 2) Иногда под словом «вымпел» понимают корабль (например, эскадра в составе двенадцати вымпелов). 3) Футляр с длинной яркой лентой, сбрасываемый с самолета при доставке донесений, распоряжений и т. п.

ВЫНОС СТРЕЛЫ - расстояние от поворотного шарнира грузовой стрелы до точки отвеса грузового троса. Одна из технических характеристик грузовых средств (определяет условия погрузки).

ВЫНОСНОЙ ИНДИКАТОР КРУГОВОГО ОБЗОРА - индикатор кругового обзора, устанавливаемый на некотором расстоянии от аппаратуры радиолокационной или гидроакустической станции и, как правило, вне помещения, в котором она расположена (например, в боевой рубке или на мостике корабля для вахтенного офицера). Передача сигналов от станции на выносного индикатора кругового обзора производится по кабелю.

ВЫНОСНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ - наблюдательный пункт с благоприятными условиями для наблюдения за противником при решении частных задач (например, корректировка артиллерийского огня). Может располагаться на другом корабле, самолете, вертолете или на берегу. Оснащен средствами наблюдения и связи.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ЗАХОД - случай, когда военный корабль, находясь в море, вынужден зайти в иностранный порт без предварительного разрешения вследствие аварии, сильного шторма, ледохода, а также при необходимости поместить в стационарное лечебное заведение тяжелобольного члена экипажа. Вынужденный заход общепризнан нормами международного права.

ВЫПРАВКА - элемент внешнего вида военнослужащего (осанка, умение держаться, подтянутость).

«ВЫПРЫГИВАЮЩАЯ» МИНА - якорная мина, снабженная акустической станцией, реагирующей на шум зависшего над водой противолодочного вертолета. Акустическая станция приводит в действие устройство, перерезающее минреп и запускающее ракетный двигатель, обеспечивающий выпрыгивание мины на высоту от 3 до 45 м. Осколки взорвавшейся мины поражают вертолет.

ВЫСАДКА МОРСКОГО ДЕСАНТА - этап морской десантной операции, во время которого производится переброска сил десанта высадочными средствами (а с небольших десантных кораблей - непосредственно) с кораблей и транспортов на берег. Осуществляется при поддержке артиллерии кораблей и сил авиации.

ВЫСАДКА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ГРУПП - переброска на территорию противника специальных воинских подразделений для решения диверсионных и разведывательных задач. Высадка разведывательных групп осуществляется скрытно с подводных лодок, надводных кораблей (в приморских районах), а также с самолетов и вертолетов.

ВЫСАДОЧНЫЕ СРЕДСТВА – транспортные средства для доставки на берег личного состава и боевой техники десантов с десантных кораблей и транспортов. Высадочные средства - боевые машины-амфибии, вертолеты, базирующиеся на десантные корабли, а также плашкоуты, катера, суда на воздушной подушке и т. д.

ВЫСОТА БОРТА судна - одно из главных размерений судна; расстояние по вертикали у борта от верхней кромки горизонтального киля до нижней поверхности верхней палубы, измеряемое по мидель-шпангоуту.

ВЫСОТА КОРАБЛЯ - расстояние от нижней точки киля до верхней точки надстройки или мачты.

ВЫСОТА НАДВОДНОГО БОРТА - разница между высотой борта и осадкой судна. Меняется в зависимости от загрузки судна. В значительной степени определяет запас плавучести и характер изменения его остойчивости при больших амплитудах качки. Высота надводного борта грузовых судов регламентирована грузовой маркой.

ВЫСОТА ПРИЛИВА - значение уровня воды в момент воды полной, отсчитываемое от теоретического нуля глубин.

ВЫСОТА СВЕТИЛА - угол между направлением на центр светила и плоскостью истинного горизонта. Отсчитывается в обе стороны от горизонта от 0 до 90° со знаком (+), если светило над горизонтом, и (-), если оно под горизонтом.

ВЫСОТНОЕ ТОРПЕДОМЕТАНИЕ - сбрасывание самолетом-торпедоносцем торпед по кораблям и транспортам противника. Осуществлялось практически с любых высот, т. к. торпеды сбрасывались на парашютах (при вхождении торпеды в воду парашют автоматически отделялся).

ВЫСОТОМЕР судовой - навигационное устройство для определения высоты подъема судна с динамическими принципами поддержания над водной поверхностью (например, судна на воздушной подушке).

ВЫСТРЕЛ - 1) выбрасывание снаряда (пули) из канала ствола под воздействием энергии газов, образующихся при горении метательного заряда. 2) Устройство на корабле в виде горизонтального бревна или балки, устанавливаемое перпендикулярно к борту на уровне верхней палубы. Служит для постановки и крепления шлюпок и катеров при стоянке корабля на якоре, а также для посадки личного состава в них. На ходу корабля заваливается к борту. 3) Боеприпас для стрельбы из артиллерийского орудия.

ВЫСТРЕЛИВАТЬ - выдвигать, ставить на корабле рангоутное дерево. Так, например, выстреливать стеньгу означает поставить стеньгу на место.

ВЫСШИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧИЛИЩА – военно-учебные заведения для подготовки офицеров ВМФ. Делятся на командные, инженерные и политические. Срок обучения в командных и инженерных - 5 лет; в политических - 4 года. В высшие военно-морские училища принимаются выпускники нахимовских училищ, рядовые, сержанты, старшины, прапорщики, гражданская молодежь со среднем образованием и годная по состоянию здоровья для службы в ВС. Выпускникам высших военно-морских училищ присваивается воинское звание лейтенант с вручением диплома о высшем образовании.

ВЫХОД ИЗ БОЯ - отрыв сил от противника с целью уклонения от его ударов или перегруппировки для действий на новом направлении. Производится по решению старшего начальника под прикрытием специально выдел сил, заградительного огня, дымовых завес, минных постановок и т. п.

ВЫХОД ИЗ АВАРИЙНОЙ ПЛ, лежащей на грунте, - покидание личным составом подводной лодки, лишенной возможности к самостоятельному всплытию. Осуществляется через выходные люки отсеков-убежищ, торпедные аппараты, люк ходовой рубки. В зависимости от глубины погружения применяются соответствующее снаряжение и различные спасательные средства.

ВЬЮШКА - барабан с дисками в виде катушки, свободно вращающийся на цапфах в подшипниках станины и служащий для хранения рабочих тросов, удобства их подачи и уборки. Может иметь тормозное устройство. Наиболее распространены горизонтальные вьюшки




 
Фото Броненосцев:
"Ослябя"
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ ОСЛЯБЯ
"Император Александр III" (1899)
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ (1899)
Морской словарь:
П ПАЛУБА - горизонтальное перекрытие корпуса корабля (судна), состоящее из набора и настила палуб. Основной продольной связью корпуса, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жесткость, является палуба верхняя. Непрерывные палубы, лежащие ниже верхней, называются соответственно второй, третьей, четвертой и т. д. Палубные надстройки (рубки) делят надстройку (рубку) на ярусы и нумеруются снизу вверх (например, палуба II яруса рубки), эти палубы часто называют по назначению (например, шлюпочная палуба). На многих кораблях имеются палубы, которые идут не по всей длине корабля - они называются платформами. Междупалубные пространства используют для размещения жилых и служебных помещений, различных механизмов и оборудования, грузов и др. На кораблях броненосного флота имелись т.н. броневые палубы.
Другие термины на "П"...
Статьи:
Бой в Корейском проливе 14 августа 1904 года. Гибель крейсера "Рюрик".
Утром 9 августа 1904 года японские войска настолько приблизились к Порт-Артуру, что осадная артиллерия начала бомбардировать корабли Тихоокеанской эскадры, стоявшие на внутреннем рейде. Больше медлить было нельзя, и командующий эскадрой контр-адмирал Витгефт скрепя сердце решился наконец приступить к выполнению операции, которой давно и настоятельно требовало от него командование: прорыв во Владивосток был назначен на следующее утро. Однако сообщение о выходе русских кораблей в море достигло Владивостока лишь в 4 часа дня 11 августа и явилось далее...
 

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru